Первое ощущение от выставки «Будущее зависит от тебя» в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке – вот он, практически идеальный музей российского искусства за последние 20 лет. Соберись он в таком виде не то чтобы в провинции, но и в Москве или Питере – цены бы ему не было.
Конечно, выбор Пьер-Кристиана Броше специфичен по определению. Француз, он уже многие годы живет в Москве, руководит издательством «Авангард», издает путеводители и коллекционирует искусство только тех авторов, с которыми знаком лично. Поначалу он «был связан прежде всего с художниками, для которых образ жизни и производство человеческих отношений были важнее произведения» (Екатерина Деготь). Эта включенность в художественную среду, столь открытую для общения в начале 90-х, позволила коллекционеру не только окрасить собрание своим вкусом (в отличие от многих новорусских собирателей, доверяющихся вкусам экспертов), но и самому писать комментарии в изданном по случаю «Будущего» каталоге. А 18 мая, во Всемирный день музеев, самому провести дискуссионный клуб с посетителями выставки (вход в этот день в московские музеи бесплатный).
Поскольку Броше появился в России только в конце 80-х, в его собрании не найти отъехавших уже к тому моменту мэтров, таких как Кабаков или Комар с Меламидом. Зато некоторые из оставшихся классиков представлены с полнотой, которой могут позавидовать не только другие собиратели, но и музеи. Это касается и работ редкой художественной группы «Чемпионы мира», созданной учениками Константина Звездочетова и просуществовавшей менее трех лет, с 1986 по 1988 год, и творчества Евгения Юфита с коллегами-некрореалистами, и впечатляющей подборки Владислава Монро. Среди «Чемпионов мира», прославившихся, в частности, предложением описать их не доехавшие до выставки работы по телефону, был и Гия Абрамишвили. Именно его объект 1989 года с симптоматическим названием «Продукты» стал первым, который Броше приобрел для своей коллекции.
Сейчас его коллекцию показывают в Ермолаевском на всех этажах музея. По числу выставочных этажей получилось и количество разделов – «Москва. От Перестройки до эвакуации Мастерских на Чистых прудах. 1984–1994», «Санкт-Петербург. От Некрореалистов до Новой Академии. 1989–2007», «Возрождение живописи. 1996–2007» и, наконец, «Не-живопись. Новые медиа в искусстве. 1996–2007». Упор сделан на живопись и объекты, но есть и видеоработы, включая группу «Синие носы». В целом же охват энциклопедический, от Тимура Новикова до Ольги Чернышевой, от Павла Пепперштейна до Олега Кулика, включая практически все группы и творческие союзы вроде Виноградова и Дубосарского или группы АЕС. Причем в большинстве случаев речь идет о работах первого ряда. Так, омский классик Дамир Муратов представлен знаменитой картиной «Che Buraschka», изображающей Чебурашку с автоматом (интересно, защищает ли уже писатель Успенский свои авторские права?), а также развивающей чегеварскую эстетику портретом Чернышевского в берете с красной звездой «Chё delat?».