Суть дела
В конце 2006 года лондонский музей Виктории и Альберта преподнес оригинальный сюрприз любителям искусства. Здесь была открыта масштабная выставка поддельных картин, конфискованных в свое время полицией. Среди экспонатов можно было обнаружить копии полотен Пикассо, Малевича, Джакометти, Дали, Кандинского и других именитых художников.
Изначально предполагалось, что выставка будет открыта исключительно для экспертов и представителей аукционов, но потом организаторы приняли решение познакомить с «пиратскими» копиями картин и туристов.
Не удивительно, что подобная акция стала возможной и привлекла внимание многочисленной аудитории. Фальсификация живописных произведений превратилась в глобальное явление, по мнению экспертов, подделки на художественном рынке составляют до 30 процентов.
«Перелицовка» по-российски:
В России фальшивки делают следующим образом. На западных рынках и мелких аукционах дилеры антикварной мафии скупают работы малоизвестных европейских мастеров. Спрос на такие полотна небольшой, цены тоже умеренные. Наибольшей популярностью пользуются картины датских художников XIX века. Все дело в том, что для изготовления фальшивки требуется холст того времени. В России спецы подпольного рынка подделок создают из подобных заготовок «шедевры», после чего они попадают на престижные аукционы, где уходят с молотка в среднем по 100 тысяч долларов за картину. Такой тип фальсификации получил название «перелицовка». В Западной Европе это явление окрестили «новым русским вандализмом».
Справка:
Какие еще бывают подделки:
Искусные копии подлинников, когда фальсификатор абсолютно точно воспроизводит копируемое полотно.
Копии стиля, когда фальсификатор придумывает сюжет и композицию произведения, следуя лишь стилю письма художника.
Сложнее всего определить подделку, которая была создана при жизни автора подлинника. Также очень трудно распознать «пастиши» - своеобразные коллажи, состоящие из различных элементов, заимствованных из разных картин определенного мастера и скомпонованных в единую оригинальную композицию.
Как проверяется подлинность:
Для определения возраста красочного слоя и лакового покрытия специалисты используют углеродный анализ полотна, а также технику окисления с помощью газовой хромотографии;
Для обнаружения более поздних изображений под новым красочным слоем ≈ ультрафиолетовое и инфракрасное просвечивание;
Для анализа кристаллических компонентов в пигментах красочного слоя ≈ дифракционная рентгенография и поляризованный световой микроскоп;
Для выявления и анализа состава красочного слоя и лака ≈ флюоресцентная рентгенография, а также исследование активированных нейтронов с использованием ядерного реактора.
(журнал «Вокруг света»)
Стилиметрия
Новая статистически обоснованная методика различения подлинных и поддельных живописных работ получила название стилеметрия. Методика разработана профессором Корнеллского университета Ричардом Джонсоном и представлена руководству музея Винсента Ван Гога в Амстердаме. Группа математиков во главе с Джонсоном проверила свою разработку на сопоставлении 101 полотна, одна часть из которых написана самим Ван Гогом, а вторая – копиистами.
При стилеметрических сравнениях исследователи выделяют некие условные компоненты, ключевые элементы манеры письма и изучают их статистическое соотношение. Далее эти данные используются при сопоставлении гарантированных подлинников и предполагаемых подделок. Теоретически некоторые закономерности, встречающиеся у одного художника, должны повторяться в каждой картине. Отсутствие таких закономерностей укажет на руку копииста.
Подобные исследования давно и довольно успешно применяются к текстам (контент-анализ). Группа Джонсона убеждена, что разработанную ею методику можно применять и к живописи, и к текстам, и к музыкальным произведениям. По мнению математиков, их работа позволит поставить точку в спорах о ряде полотен. В частности, исследователи рассчитывают показать, является ли подлинником натюрморт «Пятнадцать подсолнухов в вазе», купленный в 1987 году за 39,9 млн. долл. японским коллекционером Ясуо Гото.
Любопытный факт:
В мае 2004 года на аукционе Sotheby's в последний момент сняли с торгов поддельную картину, которую приписывали Шишкину и оценили в 1,25 млн долларов. Полотно под названием "Пейзаж с ручьем" была получена с сертификатом подлинности, выданным Третьяковской галереей.
На самом деле картина принадлежало кисти голландского художника XIX века Маринуса Коеккоека, и ранее была продана в Стокгольме за 62 тыс. долларов. Затем, над ней поколдовали искусные руки фальсификатора и она попала на лондонские торги.
Цитаты:
Владимир Петров, научный сотрудник Третьяковской галереи
"На 120 полотнах, которые появились на рынке под русскими именами, мной обнаружены европейские исходники. Рынок подделок тянет на сотни миллионов долларов".
Матвей Марков, юридический советник Саморегулируемой организации «Национальная организация экспертов в области искусства» (НОЭКСИ):
«Количество и качество фальсифицированных произведений, сотнями и тысячами вливающихся в культурный оборот, позволяют говорить о новой опасности, наиболее серьезной с точки зрения деятелей искусства. О тенденции создания альтернативной (фальсифицированной) истории изобразительного искусства»
Ссылки: