Фестиваль «Виват кино России!» начался в Петербурге в этом году весьма своеобразно. Президент фестиваля Лидия Федосеева-Шукшина стрельнула из пушки Петропавловской крепости, той, что ежедневно бьет холостыми, оповещая горожан, что в Петербурге уже полдень. Пушка, оказалось, при стрельбе сильно грохочет, и неподготовленным артиллеристам, каковыми и оказались все собравшиеся гости фестиваля, пощекотало нервы. К тому же пушка, когда палит, высоко подскакивает на помосте, а следом уже и сам помост, деревянный и легкий, подпрыгивает вместе со всеми праздными наблюдателями. Словом, был шанс провалиться прямехонько в знаменитые казематы Петропавловки. Все согласились, однако, в том, что у Лидии Николаевны верный глаз, и она не запустила снаряд прямо по Зимнему дворцу, что расположился как раз напротив. А тут – «бах!» – и просто открылся 15-й фестиваль «Виват кино России!»
Затем гости радостно поздравляли Эльдара Рязанова с юбилеем картины «Гусарская баллада». Вместе с юбиляром дорогие подарки получила Лариса Голубкина, сыгравшая главную роль.
Вообще фестиваль этот знаменит тем, что прогуливает своих гостей по знаменитым и уникальнейшим петербургским дворцам. Дворцовые экскурсии совершенно незаметно для участников затягивались порой и за полночь. Может, роскошные итальянские зеркала дают такие деформации или анфилады комнат, украшенные золочеными колоннами, или сам мистический город на Неве как-то расширяет творческое сознание, но диву даешься, как легко и быстро все эти милые дворцовые игрушки вдруг превращали взрослых, серьезных и, в общем, солидных людей в веселую и легкомысленную детвору, творившую истинные чудеса. Артисты не за деньги, не за славу, а на собственную радость строчили эпиграммы, распевали куплеты и романсы, а некоторые так даже и пускались в пляс. Например, Борис Грачевский, оставив, наконец, подросткам на растерзание свой «Ералаш», зажигал цыганскую. А Валерий Баринов с сыном Егором, впав в совершенное ребячество, резался в настольный футбол, отстаивая виртуальную честь вечно противоборствующих команд «Локомотив» – «Зенит». Морская душа Светланы Дружининой сделала из нее, наконец, истинную русалку. Эту удивительную красавицу даже пронизывающий ветер не мог унести с набережных гранитов. Острым взором кинематографиста выискивала она в дальних волнах Финского залива героев своих исторических картин. Впрочем, может, именно так и приплывают самые красивые образы.
Удалось пошалить не только москвичам, но и самым сдержанным петербуржцам. Сергей Мигицко, к примеру, прибыл на церемонию закрытия фестиваля получать приз за лучшую мужскую роль в антракте спектакля, где играл миллионера, при полном миллионерском параде и в гриме. А затем благополучно отправился обратно в Театр Ленсовета радовать заждавшихся зрителей, которым пришлось изрядно задержаться в буфете. Актер получил приз за работу в картине «Андерсен. Жизнь без любви». Как же теперь не полюбить такого Андерсена? Если учесть, что Гран-при «Виват кино России!» голосованием присуждает именно петербургский зритель, все уже догадались, кто его получил. Конечно, «Андерсен», на этот раз он уже, правда, выступил в лице режиссера Рязанова. Долгих лет ему!