В начале июня, с 3-го по 11-е, в Сочи пройдет очередной ежегодный, восемнадцатый уже фестиваль российского кино «Кинотавр». И – второй, если вести отсчет жизни фестиваля с момента его ребрендинга, проведенного в прошлом году командой новых хозяев: Александром Роднянским и Игорем Толстуновым. Поменяли логотип и задачи. К примеру, в словаре «Кинотавра» появилось еще одно модное слово «питчинг» встреча профессиональных продюсеров с начинающими сценаристами, на которой последние рассказывают о сценарных проектах, а первые соответственно решают, что из услышанного может быть воплощено в жизнь.
Отборщики фестиваля, по словам программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой, посмотрели 104 фильма, чтобы допустить к конкурсной программе этого года 14. Семь из них сняты женщинами – не повод, конечно, чтобы говорить об особом всплеске женского кино, но так уж получилось. Хотя едва ли этот факт будет обсуждаться громче, чем, например, фильм Алексея Балабанова «Груз 200», еще до выхода на экраны породивший немало пугающих и интригующих отзывов. Как среди кинокритиков, уже опубликовавших свежие ревизии балабановского творчества и порассуждавших о повествовательной ткани его не очень похожих друг на друга лент и вечной войне, незримо или зримо присутствующей в каждой, так и среди первых зрителей. Ингеборга Дапкунайте, например, комментируя недавно для «НГ» свои кинопредпочтения, назвала «Груз 200» «очень действительным» и призналась, что просто потрясена им. Фильм, о котором будут спорить. Кино про 1984 год. Про провинцию. Про мента-маньяка.
Молодая Валерия Гай-Германика, в прошлом году участвовавшая только в конкурсе короткометражных лент фильмом «Девочки» – о жизни подростков в режиме реального времени, в этом году заявлена в программе трижды. В основной конкурсной программе участвует ее полнометражный дебют «День рождения инфанты».
Сценарист и режиссер, узаконившая недавно свое писательское творчество сборником новелл «Обладать и принадлежать», Рената Литвинова появится на фестивале дважды. Оба раза в качестве актрисы – две главные женские роли в двух фильмах, отвечающих фестивальному формату – традиционно – у Киры Муратовой («Два в одном») и у дебютантки Марины Любаковой («Жестокость»). Еще один женский вызов отечественному киномиру – «Русалка» Анны Меликян. Кино про девочку-подростка, уже названное нашей «Амели».
Из внеконкурсных событий – фильмом-открытием восемнадцатого «Кинотавра» станет «Глянец» Андрея Кончаловского. Завершит фестиваль «Изгнание» Андрея Звягинцева. Кроме того, также вне конкурсной программы фестиваля будет показан фильм «Александра» Александра Сокурова с Галиной Вишневской в главной роли.