0
1389
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2007 00:00:00

Имена стран: Нескучное

Тэги: серебрякова, живопись


серебрякова, живопись В жизни Серебрякова была застенчива и смешлива. Как ее портреты. Шура. Бумага, темпера. 1909.
Иллюстрация предоставлена организаторами выставки

О Зинаиде Серебряковой (1884–1967) обычно пишут: «Художник и рисовальщик круга «Мира искусств», хотя точнее было бы – круга семьи Бенуа–Лансере. Не только потому, что она, сама урожденная Лансере, из этой семьи родом, и этого оказалось достаточно, чтобы стать профессионалом, не заморачиваясь формальным образованием (Серебрякова посещала школу-мастерскую Тенишевой и студию Браза в Петербурге, а затем недолгое время парижскую академию Гранд Шомьер). Вся эстетика Серебряковой – настоящая «бенуашная», отмеченная той несмываемой печатью культурной памяти, что редко позволяет участвовать в арт-революциях, зато не просто сохраняет традицию, но и поддерживает в ней жизнь.

Говорят, в жизни она была застенчива и смешлива. Таковы же и ее работы, полные того внутреннего огня, что зачаровывает публику с первого взгляда. Ее знаменитые автопортреты, полные невинности и эротизма одновременно, ее крестьянские и народные жанровые полотна, вроде «Бани» и «Беления холста», выглядевшие едва ли не декоративно, но со временем проросшие символическими значениями, – все это обеспечило ей место если не в первом ряду истории искусства, то уж точно в партере.

Оказавшись в среде «Мира искусства», когда объединение грозило рухнуть под количеством своих участников, Серебрякова оставалась все время в собственных координатах жизни, сфокусированной на семье. Смерть мужа в Гражданскую войну от брюшного тифа едва ее не надломила.

В одном из писем той поры (их переиздали к выставке) художница признается: «Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной ≈ это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы... Так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства». Ей было тогда тридцать восемь лет.

В отличие от многих родственников, еще до революции очарованных социализмом (родной брат Евгений Лансере стал народным художником РСФСР, оформлял Большой театр и гостиницу «Москва»), Серебрякова была далека от политики. Скорее, это политика преследовала ее. Она состояла членом петроградского «Дома Искусств», художественного объединения, созданного Горьким осенью 1918 года и закрытого четыре года спустя по распоряжению Зиновьева, испытывавшего к Горькому резкую неприязнь. Не найдя постоянной работы в России (хотя ей предлагали место профессора в Академии художеств, от которого она отказалась), она уехала в эмиграцию. Жизнь в Париже вела бедную, на грани выживания, занималась в основном заказными портретами да воспитанием двоих младших детей, которых и запечатлела в бесчисленных листах графики и картинах. Двое старших навсегда остались в России.

Дети стали и героями нынешней выставки в московской галерее «Дом Нащокина», причем вместе с графикой самой Серебряковой представлено и творчество ее внука, Ивана Николаева. Среди полусотни работ важнейшее место занимает малоизвестная графика художницы из собрания российских наследников – детские портреты, в том числе и в интерьерах усадьбы Нескучное в Курской области, в 30 верстах от Харькова. Здесь Серебрякова родилась, сюда приезжала с семьей в течение многих лет. Нескучное в ее работах оказывается идеальной моделью мироздания – идеальной и при этом интимной, где дети любимы так, как их могут любить в абсолютно счастливой семье. От мира Серебряковой веет тем странным ощущением домашнего уюта, защищенности частного пространства, той безмятежностью, что заставляет вспомнить о Вермере.

Повторить в Париже судьбу Тамары Лемпицкой, главной салонной портретистки эпохи, Серебряковой не удалось. Классическая ясность сопротивлялась новым стилям. Самодостаточность классики сыграла по-своему злую шутку с ее талантом, словно остановившимся в развитии в момент своего обнаружения. Но порой наблюдательность того, кто находится в состоянии покоя, оказывается важнее обилия впечатлений у передвигающегося споро. Нескучное – не просто имя собственное. Своей семантикой оно построило судьбу, определив и зрение, и характер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3556
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2129

Другие новости