0
1280
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2007 00:00:00

Американские ангелы едут в Авиньон. С пересадкой в Варшаве

Тэги: гомосексуализм, театр, кушнер


Что может сравниться со знаменитым «В Советском Союзе секса нет»? В пьесе Тони Кушнера есть такая фраза. Точнее, две. Живущая в несчастливом браке и принимающая валиум мормонка Харпер (Майя Осташевская) в своем видении встречается с трансвеститом Прайором (Томаш Тындык). Узнав, что он гомосексуалист, она заявляет: «Мы, мормоны, не верим в гомосексуалистов!» На что обиженный Прайор ей отвечает: «А мы, гомосексуалисты, не верим в мормонов!»

Варликовского, поставившего в ТР-Варшава «Ангелов в Америке», можно смело критиковать за то, что он погружает публику в реалии Америки 1980-х годов, ассоциации с которыми пусть и звучат сегодня в Польше скандально-актуально, однако оказываются поверхностными, не подкрепленными драматургией пьесы и в конце концов уводят в сторону. Мормоны не равны католикам, рейгановцы не равны сторонникам Качиньских, бруклинские евреи не равны евреям польским, а упоминаемые в пьесе коммунисты – работникам партаппарата ПНР. Тут одни неизвестные – так что же можно будет сказать о главном «искомом» этого уравнения, то есть о геях?

На мой взгляд, однако, пафос спектакля Варликовского – именно в обнаружении, что определять геев путем исключения (из мормонов, республиканцев или евреев) или присоединения (к мормонам, республиканцами или евреям) можно только в бреду. Ведь если определять «гомосексуалистов» как реальность, исключающую «мормонов», тогда и «мормонов» определять нужно как реальность, исключающую «гомосексуалистов». В спектакле же Варликовского эти – и другие – реальности как бы прорастают друг в друга: через сон, видение, бред и через раскованное проигрывание навязанных социумом игр «присоединения/включения/исключения».

Так, освободительным оказывается для крипто-гея (и мормона) Джо (Мачей Штур) провокационный треп на тему, «бывают ли голубые республиканцы». Треп этот навязывает ему сатир с умными и грустными глазами – Луис (Яцек Понедзялек, главная среди многочисленных актерских удач спектакля). У Кушнера юрист Джо встречает компьютерщика Луиса в туалете федерального суда: Луис дает там волю эмоциям по поводу заболевшего СПИДом партнера. Варликовский же не только запрещает своим актерам биться в истерике, но и практически лишает такие сцены идентифицируемого антуража. Все эти беспрестанные игры во взаимо- и самоопределение происходят словно вне времени и пространства (застыл рулон туалетной бумаги в руке Луиса!). Все условно, все игрово, все существует на равных условиях – республиканцы, раввины, призраки предков, видения антарктических (!) экскимосов.

Не надо при этом думать, что польские актеры предали систему Станиславского (как не предают школу Ли Страсберга их американские собратья, играющие в одноименном фильме). Но иногда, как, например, в диалоге «Не верим в гомосексуалистов» – «Не верим в мормонов», Варликовский расставляет своих героев по двум краям просцениума, перед микрофонами, и общаются они не напрямую, а «через зал», как если бы были двумя ведущими спорного ток-шоу. В другой сцене герои двух – у Кушнера не пересекающихся, а просто существующих на сцене синхронно – диалогов сидят крест-накрест, как в телестудии, а передаваемые друг другу микрофоны мягко подсвечивают ленивые слова о том, что «любовь трудна, любовь амбивалентна».

В этом не только ирония по поводу велеречивых, а порой просто претенциозных героев Кушнера. В трактовке «эфирного пространства» у Варликовского больше романтизма, чем сарказма. Варликовский как будто возвращает этому выражению его возвышенный смысл, и его «эфир» из пространства медиальных манипуляций – на которое оно внешне похоже – оказывается местом, где встречаются «два одиночества». Да что там одиночества – встречаются инакости, предчувствуют себя друг в друге и узнают себя друг в друге.

В своих авторских ремарках Кушнер наказал играть многие эпизоды симультанно. Однако вместо того чтобы просто играть их одновременно в разных концах сцены, Варликовский сталкивает героев параллельных историй чуть ли не лоб в лоб. Во всяком случае они явно пристально наблюдают друг за другом. Не так, чтобы, например, Луис и Прайор были болельщиками Джо во время его непростого объяснения с женой. Нет, в них нет никакой излишней ажитации; может, они и не на эту сцену вовсе смотрят, а на что-то аналогичное, что идет по телевизору. Смотрят как бы с равнодушием, с меланхолией, как будто просто потому, что, скажем, сейчас этот фильм на экране. И в то же время Варликовский дал почувствовать привычку меньшинства (секс-меньшинства, как у нас говорят) вычитывать из доминирующей культурной продукции свои смыслы. И дал почувствовать и другое: как «гетеросексуальные мормоны» (назовем их так) начинают предощущать наличие в их пространстве этого непонятного им меньшинства, начинают его для себя заново конструировать. И, может, начинают его понимать.

Варшава


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1130
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
711
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
494
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
709

Другие новости