0
1955
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2007 00:00:00

Чебурашка в рублево-успенском эквиваленте

Тэги: мультипликация, авторские права, шварцман, успенский, чебурашка


Шварцман, художник, воплотивший на экране образ знаменитого и любимого всеми ушастого существа, обомлел – 10% за тиражирование своей собственности? Разумеется, художник отказался. С тех пор все и началось. Успенский уже успел продать права на Чебурашку японцам, которые намерены запустить супердолгоиграющий сериал с ним и Крокодилом Геной. Надо ли говорить, что Шварцману уже даже ничего не предложили.

Леонид Шварцман, Светозар Русаков («Ну, погоди!»), Эдуард Назаров и Владимир Зуйков («Винни-Пух»), Наталья Орлова («Тайна третьей планеты») и другие мультипликаторы оказались вовлеченными в долгую полудетективную абсурдистскую историю. Оказалось, что, например, Шварцман не имеет никакого отношения к нарисованному им Чебурашке, тому, какого знают уже несколько поколений. Эдуард Успенский и его адвокаты умудряются раз за разом доказывать это в суде. Оказывается, правообладателем Чебурашки является Успенский, потому как именно он его придумал. А что Шварцман нарисовал – так это дело десятое. Во-первых, нарисовать – не придумать. Во-вторых, поди докажи, Шварцман, что ты являешься автором этого бессмертного образа. Казалось бы, что проще – имя в титрах. Однако Успенский представил некие документы, из которых следует, что в обязанности художника-постановщика входит лишь контрольная, административно-распорядительная и хозяйственная функции, но никак не создание персонажа. Указание Шварцмана в титрах мультфильма не является доказательством его авторства. Нет авторства - нет авторских прав. Просто, правда?

Тогда в ход пошли чертежи и эскизы Чебурашки, а также Крокодила Гены и Шапокляк, датированные 1968 годом и подписанные Шварцманом. А эскизы, согласно закону об авторском праве, являются неоспоримым доказательством того, что права на созданный образ принадлежат Шварцману, то есть тому человеку, который их нарисовал. Судьи опять пожимают плечами – ну и что? И дело закрывают. Абсурдность ситуации очевидна, но переломить ее художники не могут. И вот ведь странность – в законе черным по белому прописано, на кого распространяется авторское право, но раз за разом, как чертенята из табакерки, выскакивают все новые и новые обстоятельства.

Ну например, оказывается, все, кто рисовал персонажей известных мультфильмов, делали это еще при советском строе, а значит, выполняли служебное задание. А раз служебное задание – то прав никаких на собственных персонажей они не имеют. Или, например, болгары выпустили зубную пасту с Чебурашкой и Крокодилом Геной. Разумеется, Шварцман от этого ни копейки в ладошке не подержал. А знаете почему? Потому что болгары купили не мультперсонаж, а┘ литературный образ, придуманный сказочником Успенским. Сказки Успенского теперь любят не только дети, но также его партнеры, адвокаты и суды. Вот одна из последних, ставшая популярной в узких кругах.

«Слушай, дружок, я расскажу тебе сказку. Однажды дяди из Болгарии прочитали книжку писателя Успенского «Чебурашка и Крокодил Гена». И так она им понравилась, что решили они увековечить книжную парочку на своей хорошей зубной пасте. Позвали они серьезных болгарских художников, те долго-долго трудились, и так рисовали, и этак перерисовывали, все хотели интереснее, красивее. Наконец нарисовали. И украсили рисунком зубную пасту. Детишки теперь чистят зубки и любуются на симпатяг. Но тут пришли злые дяди и тети и сказали: «Это не вы рисовали! Точно таких Чебурашку и Гену уже нарисовал много лет назад художник Шварцман, и даже мультфильм с ними сняли!» Все засмеялись и смеются до сих пор, потому что глупым злым дядям и тетям не приходит в голову, что разные люди в разных странах в разное время могут нарисовать совершенно, ну абсолютно одинаковые рисунки. Книжка-то одна.

Вот такую сказку рассказал сказочник Успенский. И не беда, что в книге Чебурашка вообще не похож на того, что получилось в конечном итоге у Шварцмана и чудесным, непостижимым образом у болгарских предпринимателей. В книжке у Чебурашки ушки острые, а сам он на кенгуру смахивает. На вопрос: «Как же так получилось?» Успенский лишь пожимает плечами – так болгары увидели, я за них не отвечаю. Леонид Шварцман в свои 87 лет вынужден доказывать, что он не только не верблюд, но и рисовать умеет. Он-то думал, что давно это доказал, а судьи не верят.

Когда наша сборная поехала на Олимпийские игры в Грецию, вместе с ней поехал и Чебурашка как символ-талисман сборной. Передал Олимпийскому комитету ушастого зверя, разумеется, тот же Успенский и, разумеется, тоже как литературного персонажа. Но с оговоркой: передает, мол, с правом «аранжировки посредством одевания». Так что опять Шварцман не у дел. Правда, после письма аниматорам в Олимпийский комитет к художнику тоже обратились, то есть вроде как признали его право на Чебурашку, чтобы Шварцман тоже поучаствовал в безвозмездной передаче. Ну да ладно, это для державы.

Пока суть да дело, созданное несколько лет назад ФГУП «Союзмультфильм» под руководством Эрнста Рахимова поставило торговлю мультперсонажами на поток. Сейчас в суде находится дело аниматора Натальи Орловой, художника фильма «Тайна третьей планеты», персонажи которого одна кондитерская фабрика использует на обертках шоколадных яиц. Хорошо также расходятся закладки, наклейки, всякая канцелярская мелочь с известными мультперсонажами. Адвокат Ирина Тулубьева уже несколько лет бьется, пытаясь доказать права художников на собственные детища. «Союзмультфильм» утверждает, что у художников никаких прав на мультфильмы нет, а права на персонажей нигде не оговорены. А мы, дескать, использовали не рисунки, а фильм. К тому же – посмотрите – на зубной пасте у Крокодила Гены хвост изменен. Какое отношение, позвольте спросить, Шварцман имеет в таком случае к крокодилу? Это другой крокодил, хоть и похожий, спорить не будем.

Директор «Союзмультфильма» ничего комментировать не хочет, поговорить с ним нельзя – недоступен. Однако в последнее время он начал рассылать своих людей по художникам с неким документом, который Рахимов советует подписать. В нем предлагается авторам «передать Фильмофонду (так называет себя «Союзмультфильм». – «НГ») все свои авторские права, включая персонажей для создания новых аудиовизуальных изображений и исполнения с правом переуступки третьему лицу». В качестве вознаграждения художнику сулится 15% дохода. Разумеется, этот смешной документ подписывать никто не будет. Вот только вопрос возник: как это студия просит художников передать ей все права, если прав у художников никаких нет? Что мешает продолжать дальше торговать рисунками, не обращая внимания на нахальных авторов?

Наверное, рано еще в этом деле ставить точку, хотя художники и проигрывают суды один за другим. Творческие союзы – Союз художников РФ и Союз кинематографистов РФ – делают вид, что ничего не знают, и молчат. Хотя вот вам самый что ни на есть повод показать, что хоть художника обидеть может каждый, но пусть попробует – нас много. А художники-мультипликаторы в большинстве своем – уже старики. За Шварцмана в суды ходит Юрий Норштейн...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2195
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1430
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1065

Другие новости