Шварцман, художник, воплотивший на экране образ знаменитого и любимого всеми ушастого существа, обомлел – 10% за тиражирование своей собственности? Разумеется, художник отказался. С тех пор все и началось. Успенский уже успел продать права на Чебурашку японцам, которые намерены запустить супердолгоиграющий сериал с ним и Крокодилом Геной. Надо ли говорить, что Шварцману уже даже ничего не предложили.
Леонид Шварцман, Светозар Русаков («Ну, погоди!»), Эдуард Назаров и Владимир Зуйков («Винни-Пух»), Наталья Орлова («Тайна третьей планеты») и другие мультипликаторы оказались вовлеченными в долгую полудетективную абсурдистскую историю. Оказалось, что, например, Шварцман не имеет никакого отношения к нарисованному им Чебурашке, тому, какого знают уже несколько поколений. Эдуард Успенский и его адвокаты умудряются раз за разом доказывать это в суде. Оказывается, правообладателем Чебурашки является Успенский, потому как именно он его придумал. А что Шварцман нарисовал – так это дело десятое. Во-первых, нарисовать – не придумать. Во-вторых, поди докажи, Шварцман, что ты являешься автором этого бессмертного образа. Казалось бы, что проще – имя в титрах. Однако Успенский представил некие документы, из которых следует, что в обязанности художника-постановщика входит лишь контрольная, административно-распорядительная и хозяйственная функции, но никак не создание персонажа. Указание Шварцмана в титрах мультфильма не является доказательством его авторства. Нет авторства - нет авторских прав. Просто, правда?
Тогда в ход пошли чертежи и эскизы Чебурашки, а также Крокодила Гены и Шапокляк, датированные 1968 годом и подписанные Шварцманом. А эскизы, согласно закону об авторском праве, являются неоспоримым доказательством того, что права на созданный образ принадлежат Шварцману, то есть тому человеку, который их нарисовал. Судьи опять пожимают плечами – ну и что? И дело закрывают. Абсурдность ситуации очевидна, но переломить ее художники не могут. И вот ведь странность – в законе черным по белому прописано, на кого распространяется авторское право, но раз за разом, как чертенята из табакерки, выскакивают все новые и новые обстоятельства.
Ну например, оказывается, все, кто рисовал персонажей известных мультфильмов, делали это еще при советском строе, а значит, выполняли служебное задание. А раз служебное задание – то прав никаких на собственных персонажей они не имеют. Или, например, болгары выпустили зубную пасту с Чебурашкой и Крокодилом Геной. Разумеется, Шварцман от этого ни копейки в ладошке не подержал. А знаете почему? Потому что болгары купили не мультперсонаж, а┘ литературный образ, придуманный сказочником Успенским. Сказки Успенского теперь любят не только дети, но также его партнеры, адвокаты и суды. Вот одна из последних, ставшая популярной в узких кругах.
«Слушай, дружок, я расскажу тебе сказку. Однажды дяди из Болгарии прочитали книжку писателя Успенского «Чебурашка и Крокодил Гена». И так она им понравилась, что решили они увековечить книжную парочку на своей хорошей зубной пасте. Позвали они серьезных болгарских художников, те долго-долго трудились, и так рисовали, и этак перерисовывали, все хотели интереснее, красивее. Наконец нарисовали. И украсили рисунком зубную пасту. Детишки теперь чистят зубки и любуются на симпатяг. Но тут пришли злые дяди и тети и сказали: «Это не вы рисовали! Точно таких Чебурашку и Гену уже нарисовал много лет назад художник Шварцман, и даже мультфильм с ними сняли!» Все засмеялись и смеются до сих пор, потому что глупым злым дядям и тетям не приходит в голову, что разные люди в разных странах в разное время могут нарисовать совершенно, ну абсолютно одинаковые рисунки. Книжка-то одна.
Вот такую сказку рассказал сказочник Успенский. И не беда, что в книге Чебурашка вообще не похож на того, что получилось в конечном итоге у Шварцмана и чудесным, непостижимым образом у болгарских предпринимателей. В книжке у Чебурашки ушки острые, а сам он на кенгуру смахивает. На вопрос: «Как же так получилось?» Успенский лишь пожимает плечами – так болгары увидели, я за них не отвечаю. Леонид Шварцман в свои 87 лет вынужден доказывать, что он не только не верблюд, но и рисовать умеет. Он-то думал, что давно это доказал, а судьи не верят.
Когда наша сборная поехала на Олимпийские игры в Грецию, вместе с ней поехал и Чебурашка как символ-талисман сборной. Передал Олимпийскому комитету ушастого зверя, разумеется, тот же Успенский и, разумеется, тоже как литературного персонажа. Но с оговоркой: передает, мол, с правом «аранжировки посредством одевания». Так что опять Шварцман не у дел. Правда, после письма аниматорам в Олимпийский комитет к художнику тоже обратились, то есть вроде как признали его право на Чебурашку, чтобы Шварцман тоже поучаствовал в безвозмездной передаче. Ну да ладно, это для державы.
Пока суть да дело, созданное несколько лет назад ФГУП «Союзмультфильм» под руководством Эрнста Рахимова поставило торговлю мультперсонажами на поток. Сейчас в суде находится дело аниматора Натальи Орловой, художника фильма «Тайна третьей планеты», персонажи которого одна кондитерская фабрика использует на обертках шоколадных яиц. Хорошо также расходятся закладки, наклейки, всякая канцелярская мелочь с известными мультперсонажами. Адвокат Ирина Тулубьева уже несколько лет бьется, пытаясь доказать права художников на собственные детища. «Союзмультфильм» утверждает, что у художников никаких прав на мультфильмы нет, а права на персонажей нигде не оговорены. А мы, дескать, использовали не рисунки, а фильм. К тому же – посмотрите – на зубной пасте у Крокодила Гены хвост изменен. Какое отношение, позвольте спросить, Шварцман имеет в таком случае к крокодилу? Это другой крокодил, хоть и похожий, спорить не будем.
Директор «Союзмультфильма» ничего комментировать не хочет, поговорить с ним нельзя – недоступен. Однако в последнее время он начал рассылать своих людей по художникам с неким документом, который Рахимов советует подписать. В нем предлагается авторам «передать Фильмофонду (так называет себя «Союзмультфильм». – «НГ») все свои авторские права, включая персонажей для создания новых аудиовизуальных изображений и исполнения с правом переуступки третьему лицу». В качестве вознаграждения художнику сулится 15% дохода. Разумеется, этот смешной документ подписывать никто не будет. Вот только вопрос возник: как это студия просит художников передать ей все права, если прав у художников никаких нет? Что мешает продолжать дальше торговать рисунками, не обращая внимания на нахальных авторов?
Наверное, рано еще в этом деле ставить точку, хотя художники и проигрывают суды один за другим. Творческие союзы – Союз художников РФ и Союз кинематографистов РФ – делают вид, что ничего не знают, и молчат. Хотя вот вам самый что ни на есть повод показать, что хоть художника обидеть может каждый, но пусть попробует – нас много. А художники-мультипликаторы в большинстве своем – уже старики. За Шварцмана в суды ходит Юрий Норштейн...