Актер и режиссер, оскароносец Владимир Меньшов поставил и разыграл на вручении наград MTV занятную сцену – отчехвостил фильм «Сволочи», выкинул конверт с названием фильма-победителя и удалился со сцены, перепоручив вручать главный приз «Сволочам» Памеле Андерсен.
Похоже, разучился Меньшов комедии ставить. Вкуса уж точно не хватило. И с драматургией явный напряг. Арифметика ведь проще некуда: знал, кто в номинантах числится, ну так не ходи на тусовку, понимаешь ведь, что шанс увидеть во вскрытом конверте ненавистное название – один к пяти. Коль скоро пришел – будь любезен, веди себя прилично и в рамках заданного жанра. Не нравится победивший фильм? Не беда – вручи конверт и можешь потом в кулуарах журналистам сколько угодно жаловаться, что этот фильм страну позорит. Хотя, к слову, несоблюдение исторической достоверности вовсе не означает низкой художественной ценности фильма. Но дело даже не в этом, а в том, что все хорошо вовремя и к месту. Лет восемь назад Софи Марсо была ведущей церемонии закрытия Каннского фестиваля. Огромный зал, смокинги, вечерние платься, цвет мирового кинематографа. А Марсо – веселенькая и пьяненькая. Она хотела народ повеселить, но ошиблась дверью, не к тому народу попала. Попади она, скажем, на MTV – может, и сошло бы. А тут освистали так, что она на несколько лет дорогу на Ривьеру забыла.
Александр Атанесян, постановщик «Сволочей», охотно все эти дни рассказывал журналистам, что вовсе не обиделся на Меньшова. Тот, мол, имеет право собственное мнение высказать. Еще бы он обиделся! Поди придумай лучшую рекламу – бесплатную, громкую, эмоциональную. Неожиданную. Скандальную. Один раз я ехала на машине по темной дороге, сворачиваю за угол – а там огроменный рекламный щит, буквы блестят. Смерть водителям, счастье рекламодателям. Прямо в глаза брызнула, от неожиданности машина чуть не уехала без меня. Зато имя товара, что было на том рекламном щите, на всю жизнь запомнила. Ну и спасибо заодно, что без летального исхода. Для Атанесяна пылкий Меньшов – просто находка. Если, конечно, это не предварительная договоренность. Во что, учитывая «ужасный век, ужасные сердца», легко можно было и поверить.
Отважный художник Владимир Меньшов┘ Вспоминаются события почти трехлетней давности. Беслан. Нервы, страх, жалость, ненависть. Вся редакция работает только на одну тему: Беслан. Звоним Меньшову с просьбой сказать какие-то слова по этому поводу. Как-никак известный режиссер, оскароносный. Его слово дорогого стоит. И правда – слова его я запомнила, как ту рекламу за углом. Отважный Меньшов в эти дни был далеко за пределами России и комментировать трагедию отказался. Он сказал, что ему надо разобраться в ситуации, потому что он пока не понял, что случилось. Попытались прояснить. Ключевые слова – «Беслан», «дети», «боевики», «заложники», «расстреливают». Не поверил, что ли? Так и не сказал ничего, кроме того, что ситуацией не владеет. Очевидно, ему по ту сторону океана могло примерещиться, что, например, дети напали на мирных боевиков, взяли их в заложники и грозятся всех перестрелять.
Ладно-ладно, забыли. Смелый человек. Вот так взял, явился в смокинге и отважно наскандалил. Как слон в посудной лавке. Чтобы помнили.