Великий итальянский актер Феруччо Солери учил русский прямо на сцене.
Фото Сергей Калужских (НГ-фото)
Не была свидетелем, но помню, что мне рассказывали коллеги о том, как в Таганрог привезли московский спектакль, в котором очень хорошая актриса Кэролайн Блэкистоун играла Шарлотту в «Вишневом саде». Когда на сцене появлялась английская актриса, зал вставал, аплодировал. Однако когда Шарлотта уходила с подиума, то публика мгновенно утихала и оставалась в режиме ожидания нового выхода иностранки на сценические подмостки таганрогского театра. И когда Шарлотта снова появлялась на сцене, зал снова вставал и снова аплодировал. А зачем оказывать особые знаки почтения нашим актерам, если они говорят по-русски без акцента? Кэролайн ехала поклониться святыням – родине А.П.Чехова, а родина А.П.Чехова била поклоны дочери Альбиона и падала в ноги только за то, что она доехала до них. Думаю, многие из тех, кто тогда так сердечно хлопал в ладоши, наверное, умерил бы энтузиазм, если бы оказался зрителем другого спектакля Кэролайн. По возвращении в британское отечество актриса решила поставить спектакль, который начала играть дома для друзей, потом на маленьких сценах, потом на фестивалях. Снова доехала до России, и в Москве сыграла на фестивале моноспектаклей историю о своем путешествии в Таганрог. Она полюбила наше отечество, но не могла не заметить, к примеру, того, что туалеты, в которых надо становиться «орлом», не самые удобные на белом свете.
Об эффекте Таганрога вспомнилось после того, как состоялось вручение национальной премии «Золотая маска». Мы опять встаем в партере, чтобы поаплодировать самим себе за то, что о нас знают иностранцы: они уважают, любят наш театр.
Дело в том, что награды нашим театральным деятелям вручают иностранные режиссеры, сопровождая вручение монологами о русском театре. Это один из принципиальных моментов церемонии. И никто не спорит, что каждый из выступавших имеет право на такой монолог, но – в другой декорации. При чем здесь тогда национальный фестиваль? Мы не отмечаем Международный день театра – мы празднуем свой. Почему вдруг то, что должно происходить в рамках театрального фестиваля имени А.П.Чехова или фестиваля NET, перекочевывает в «Золотую маску»? Почему гостем фестиваля становится спектакль «Карьера Артуро Уи» «Берлинер ансамбля», уже привозимый в Москву как спектакль-легенда? В Германии, и не только там, есть и другие легендарные спектакли. Похоже, амбиции новой дирекции «Золотой маски» простираются вширь, но не на отечественный Восток, а на притягательный Запад.
Трудно себе представить, чтобы, к примеру, на фестивале немецких театров «Театртреффен» пригласили спектакль – легенду русского театра из репертуара Петра Фоменко или сделали такой щедрый подарок кому-нибудь из отечественных режиссеров новой волны. На деньги, которых так не хватает в нашей театральной глубинке и которые государство дает «Золотой маске» под наш современный российский театр, в неофициальную программу произвольно приглашаются европейские театры.
Премии вручаются европейскими режиссерами, а провинция довольствуется тем, что смотрит по телевизору праздник, который по большому счету случился без нее. Дай бог, привезут к ним еще один «Вишневый сад», в котором Шарлотту сыграет заезжая иностранка. И у нас, как на «Маске», скажут себе в Тетюшах, и будут правы.