Сегодня в Концертном зале имени Чайковского Михаил Плетнев будет дирижировать Девятой симфонией Бетховена. Так завершится монументальный бетховенский цикл Российского национального оркестра, который около года назад завис на Восьмой симфонии. Одновременно с этим неформально завершится и празднование юбилея основателя оркестра, пианиста и дирижера Михаила Плетнева, начатое парой дней ранее здесь же, в КЗЧ. Сам музыкант был против каких-либо торжеств, по его собственным словам, хотел исчезнуть из поля досягаемости. Но все же согласился на торжественные мероприятия преимущественно ради коммерческой выгоды – не для себя, конечно, а для Российского национального оркестра, ведь на его развитии и творческом процветании Плетнев сконцентрировал сейчас все свои силы. Пожалуй, РНО на сегодняшний день единственный отечественный коллектив, который на самом деле востребован на Западе: только американских турне два в год, не говоря уже о плотном передвижении по Европе.
Составляя программу юбилейного концерта, Плетнев решил не обращать внимания на то, что как композитор он известен публике менее всего. Но тем не менее зал был полон и встречали музыканта стоя. Мужественно выдержав протокольную пятнадцатиминутку – поздравления от президента, подписавшего указ о награждении Плетнева орденом «За заслуги перед отечеством III степени», и Патриарха, также одарившего музыканта орденом, Михаил Васильевич наконец занял свое обычное рабочее место за пультом.
Довольно длинная программа из незнакомых сочинений, конечно, стала испытанием для публики. Как композитор Плетнев не менее профессионален, чем как пианист или дирижер, но вот не отняла ли активная исполнительская деятельность вдохновение и свежесть? В музыке Плетнева чувствуется, несомненно, хорошая школа и чувство стиля. В Классической симфонии композитор демонстрирует мастерство построения формы и развития материала, достойное его предшественников, в Квинтете для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (музыканты РНО и Денис Мацуев) – владение современными методами композиции, в Альтовом концерте, блестяще исполненном альтистом из РНО Александром Акимовым, мы слышим композитора-лирика, что сегодня так редко. Удачный цикл детских миниатюр на стихи Романа Сафа (РНО и Большим детским хором РГРК «Голос России» дирижировал Анатолий Кисляков) сменила написанная в коллажной технике фантазия Helvetica для двух фортепиано и оркестра.