Организаторы фестиваля очень удачно применили две идеи. Одна давно развита на фестивалях современного танца: основная часть – обучение и творческий обмен, а показ работ – второй план. Оказалось, что в области классического балета такой формат тоже востребован. И еще, вполне самостоятельный Dance традиционно привязан к «большому» фестивалю балета «Мариинский» и на этот раз завершился накануне его открытия. Благодаря такому ходу организаторы фестиваля получают к себе часть мариинских гостей, а участники – возможность продлить свой фестиваль в зрительском режиме.
Повышали балетную квалификацию участники в этом году, как обычно, у известных педагогов. Мастер-классы провели Людмила Семеняка (начинавшая балетную карьеру в Ленинграде, а затем танцевавшая в Большом театре Москвы, а ныне репетитор этой труппы, в том числе бывшей мариинской примы Светланы Захаровой), Алла Осипенко (в прошлом строптивая звезда Кировского, украсившая начало существования труппы Эйфмана, теперь педагог «на вольных хлебах» – если не считать всерьез постоянным местом работы балет Тачкина), Геннадий Селюцкий (постоянный педагог фестиваля, один из самых именитых репетиторов Мариинки – в его классе занимаются большинство ведущих танцовщиков этой труппы) и еще несколько педагогов, имена которых известны по артистическому прошлому в мариинском балете. Изюминкой репетиционной программы нынешнего фестиваля стали уроки фламенко. Их провел танцовщик и руководитель итальянской труппы Compania Baile Teatro Espanol Марк Аурелио (похоже, в Италии теперь процветает не только опера, но и вполне испанское фламенко). Проблема этой части фестиваля в громадной разнице подготовки участников. Профессионалам требуется шлифовка, а любителям – все и сразу. И педагогу приходится искать грань, где одним еще интересно, а другие уже смогут. За один урок это практически невозможно. Но если участники фестиваля не считают напрасными затраченные средства – значит, педагогам удается это невозможное.
Но главный зрительский интерес вызвал заключительный гала-концерт гостей. Программа классических и современных номеров сбалансирована настолько удачно, что концерт из дуэтов и соло смотрелся вполне динамично. Не обошлось без дежурной битвы титанов Москва–Петербург с обоюдными достижениями и просчетами. От Петербурга интереснее всего были «Вешние воды» Асафа Мессерера (Елена Евсеева и Марат Шемиунов из Малого оперного). Мариинка, занятая подготовкой к своему фестивалю, представила не самых ярких исполнителей. В «Видении розы» вместо заявленной Жанны Аюповой выпустили и вовсе артистку кордебалета. Фокин же ставил свои простые маленькие шедевры на балерин, а не безликих артисток. В мариинском кордебалете есть заброшенные таланты, но Виктория Кутепова к ним не относится. Впрочем, ее московский партнер Дмитрий Гуданов тоже был не на высоте. Пластика «аромата розы» не для него – получилась какая-то бестолковая суета и подергивания ручками. В общем, никакого романтизма.
Марку москвичей поддержали Николай Цискаридзе в своем коронном «Нарциссе», который он танцует настолько всерьез, словно нет границы между жизнью и сценой. И приглашенный Денис Матвиенко с партнершей Анастасией. Это типично гастрольная пара – сильная, уверенная в трюках и разных стилях танца: четкая отрывистость движений и одновременно вязкость современной пластики, феноменальные трюки в «Корсаре» – сумасшедший темп вращений и навороты в воздухе, высший пилотаж с мертвыми петлями. И музыкальность даже в поддержках. Но трюки более популярны, чем шик кристально чистого танца. Потому Иван Васильев, который уже зачислен в звезды, в па-де-де из «Дон Кихота» в основном отрабатывал трюки. Только в отличие от Матвиенко он еще не обзавелся соответствующей уверенной техникой. Может, потому слишком заметна была его невыигрышная для сцены фактура.
Зарубежные гости несколько разбавили это противостояние. Марк Аурелио и Ненси Хименес Рейна станцевали настоящее фламенко, с вспыхивающими движениями, сдержанной манерой и отчаянными лицами в той его стадии, когда оно переходит в поэму. Иван Урбан и Отто Бубеничек представили посвященный Бежару «Опус 100 – Морису» Джона Ноймайера, странный номер с бежаровской лексикой и воспоминаниями его постановок.
Санкт-Петербург