С «Золотой маской» за лучшую женскую роль Мария Миронова кажется выше, чем на самом деле.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Планка прошедшей в субботу вечером торжественной церемонии награждения лауреатов XIII фестиваля «Золотая маска» была задана двумя обстоятельствами: одно, трагическое, лишило жюри права выбора – в номинации «Лучшая работа художника в драме» несколько живых мастеров «соперничали» с ушедшим в прошлом году Давидом Боровским, выдающимся, великим театральным художником. Получая премию из рук Резо Габриадзе, сын Давида Львовича художник Александр Боровский сказал: «Не знаю, что говорить, потому что «Маска» есть, а папы нет┘» Второе обстоятельство ввел в оборот режиссер церемонии Дмитрий Черняков: все лауреаты в этом году получали свои «Маски» из рук выдающихся деятелей мирового театра, актеров, режиссеров, художников. И с этой дистанции, конечно, чьи-то успехи чуть блекли, а чьи-то, напротив, добирали смысл. С этих двух точек зрения – с точки зрения вечности и с точки зрения подлинных, а не мнимых, случайных побед – итоги нынешней «Маски» кажутся вполне приемлемыми, а торжественная церемония, растянувшаяся на три с лишним часа, не вызывает желания бросить в нее камень. Оркестр Мариинского театра, днем оттрубивший очередной концерт Пасхального фестиваля, весь вечер аккомпанировал лауреатам и номинантам и заполнял смысловые и прочие паузы.
Теперь – к делу. Надо признать, жюри во всех случаях как-то удачно распределило награды. Лучшим балетмейстером сезона был признан Алексей Ратманский (балет «Игра в карты»), лучшие танцовщики работают в Мариинском театре: Андрей Иванов стал лауреатом «Золотой маски» за роль Акакия Акакиевича в балете «Шинель» по Н.В.Гоголю, а премия за лучшую женскую роль досталась Евгении Образцовой («Ундина»). А вот лучшим спектаклем неожиданно стала «Золушка» Новосибирского театра оперы и балета. Три «Маски» достались Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко, где в этот раз проходила торжественная церемония (дирижеру Вольфу Горелику, художнику Владимиру Арефьеву, режиссеру Александру Тителю, и все – за оперу Моцарта «Так поступают все», которую, вероятно, следует счесть теперь ни с чем не сравнимым шедевром). Участие в фестивале Новосибирского театра оперы и балета было вознаграждено сразу двумя «Масками» – спецприз жюри достался дирижеру Теодору Курентзису, а лучшим балетным спектаклем назвали «Золушку». Из всех номинаций, на которые были выдвинуты спектакли Большого театра, «Золотой маски» был удостоен только австрийский баритон Флориан Беш за роль Папагено в опере «Волшебная флейта», а «Война и мир» вообще не была отмечена жюри. Премия за лучшую женскую роль в опере досталась Татьяне Печниковой за партию Нормы в одноименном спектакле театра «Новая опера».
Довольно-таки убедительно были распределены награды в драматическом театре, хотя, как обычно, «дополнительные» призы удачно и кстати компенсировали трудности выбора: приз критики достался «Рассказу о семи повешенных» Театра Табакова, а приз зрительских симпатий – «Затмению» театра «Ленком». За лучшую женскую роль наградили Марию Миронову («Федра. Золотой колос», Театр наций), за мужскую – Евгения Миронова («Господа Головлевы», МХТ им. Чехова). Лучшим режиссером назвали Сергея Женовача («Захудалый род» Студии театрального искусства и «Мнимый больной» Малого театра), лучшим спектаклем малой формы стал «Захудалый род», а в большой форме – «Мнимый больной».
Председатель жюри драмтеатра режиссер Адольф Шапиро печально шутил, что, мол, жюри его работало только один срок и не успело выстроить вертикаль┘ После дневных событий, развернувшихся в нескольких сотнях метрах от Музыкального театра, этот юмор приобрел мрачный оттенок.
Несколько нелицеприятных слов надо сказать по поводу лауреата конкурса «Новация» и самого этого конкурса в целом. Премию отдали петербургскому театру «Дерево» за спектакль «Кетцаль». Спектакль сильный, слов нет, но ничего нового относительно того, чем занималось «Дерево» 5 и 10 лет назад, в нем не было. Ну, чуть жестче. А может, наоборот, мягче. Так уж наверняка и не скажешь. Или – «АХЕ», еще один петербургский гость. Все это было, было, было┘ Невозможно, когда за новацию отвечают из года в год одни и те же. Или эта новация должна называться как-то иначе. К примеру, премия за смелое обнажение или безжалостное отношение к себе и партнерам┘ За новацию надо было отметить Дмитрия Крымова, хотя спектакль «Донкий Хот», естественно, продолжает дело его же прошлогодних «Недосказок»┘
Премию за лучший спектакль в современном танце жюри решило не присуждать, точно так же, как и недостойной «Золотой маски», по мнению членов жюри, оказалась работа режиссера в мюзикле. Но лучший мюзикл сезона все же был назван: «Золотая маска» за интересный, вызвавший споры и разногласия спектакль «Figaro» отправляется в Екатеринбург, и не в одиночку, а вместе с премией за лучшую женскую роль (ее получила Елена Костюкова, исполнившая Керубино). А премия за лучшую мужскую роль в мюзикле остается в Москве – ею был отмечен Александр Бабенко за роль Маугли в одноименном спектакле театра «Московская оперетта».
Специальными премиями жюри Музыкального театра были отмечены Максим Аксенов за дебют в партии Германа («Пиковая дама», Челябинский театр оперы и балета) и Теодор Курентзис за яркое воплощение партитуры балета Прокофьева «Золушка».
Пожалуй, самое ценное приобретение нынешней церемонии – речи тех, кого пригласили раздать «Маски». Скромная такая роль. Между тем из уст Деклана Доннеллана, Феруччо Солери, Кристиана Люпы, Джона Ноймайера, Резо Габриадзе, а также лауреата премии «За лучший зарубежный спектакль» Алвиса Херманиса зал услышал речи в честь русского театра, в защиту русского театра, в защиту театра смысла и много чего еще. К примеру, Херманис сказал, что из всех открытий русского театра для него сегодня самым актуальным кажется то, что касается этической стороны профессии, – театром надо заниматься честно, с чистым сердцем. Доннеллан говорил о гуманистических традициях русского театра, призвал хранить как можно дольше ансамбль, которым славен наш театр, а напоследок попросил «как друг» – уже не по-английски, а по-русски: «Со-хра-ни-те себя!»
Деклан Доннеллан доволен, кажется, больше, чем Евгений Миронов: «Золотая маска» в правильных руках.
|