Мастер думает о художественном совершенстве.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В Париже – скандал.
Выдающийся русский режиссер Анатолий Васильев, не так давно объявивший, что отныне будет подписываться художественным руководителем и директором театра «Школа драматического искусства» в изгнании, отменил премьеру в парижском театре «Одеон – Театр Европы». Васильев не в первый раз приглашен для работы в Париж, он ставил «Маскарад» в «Комеди Франсез», успел поработать и в «Одеоне» и в начале апреля должен был выпустить премьеру философской и одновременно игривой истории XVIII века, анонимного текста, приписываемого маркизу Буайе д’Аржену. Другие склоняются к тому, что автором «Терезы» является другой маркиз, де Сад, который, кстати, высоко отозвался о художественных и также фривольных достоинствах текста (по свидетельствам одного из первых зрителей, текст – «абсолютно порнографический», и на сцене Васильев задействовал чрезвычайно эффектные «сексуальные машины» XVIII века). К работе была приглашена весьма представительная русская команда – кроме Васильева, в Париж приехал постоянный соавтор режиссера художник Игорь Попов, над сочинением музыкальной партитуры потрудился Камиль Чалаев.
Первоначально показы нового спектакля должны были начаться 5 апреля, однако официальную премьеру назначили на 10-е. Как рассказывает наш парижский корреспондент Елена Якунина, «премьера, к сожалению, не состоялась. Первое представление, назначенное на 5 апреля, было аннулировано». Седьмого и восьмого сыграли только одно действие. Целиком спектакль должен был длиться три часа 45 минут, но сыграли два акта одного действия по часу, и, по свидетельству очевидца, московского театрального и кинорежиссера, эти два действия произвели изумительное впечатление. Валери Древиль, по его словам, бесподобна, кроме нее заняты еще три актера и певец и музыкант Камиль Чалаев, который играет на разных старинных музыкальных инструментах.
На десятое уже пригласили прессу, и тут выяснилось, что Васильев покажет только фрагменты спектакля – потому, что полностью спектакль еще не готов. По информации, которую сообщил постановщик, случилось непредвиденное: главная героиня, роль которой исполняет знаменитая и в России Валери Древиль, на репетиции 4 апреля, накануне премьеры, растянула ногу, поэтому она не сможет полностью сыграть свою роль так, как было задумано. И, самое главное, как рассказывает наш парижский корреспондент, она не сможет танцевать, а танцу Васильев уделил очень большое место в этом спектакле. По словам одного из первых зрителей, 8-го Древиль в основном сидела все первое действие, а после спектакля вышла из театра, надев на ногу пластиковую повязку, часто заменяющую гипс.
На сайте театра висит объявление, что премьерный спектакль отменен, но сайт, к сожалению, не все смотрят. Отменили и представление 6 апреля. Как рассказывает Елена Якунина, «люди приходили к началу спектакля, и им возвращали деньги (вернее, у них брали адреса, чтобы затем выслать чеки за купленные билеты). Это – скандал и невиданное событие в истории французского театра. Никогда премьер во Франции не отменяли, дирекция театра в шоке и не знает, что делать. Васильев сказал, что спектакль не готов, поэтому премьера не состоится». Тем не менее, 10-го прессе показали более или менее полноценное 4-хчасовое действо, хотя сейчас уже трудно сказать, то ли это, к чему стремился режиссер. Официальная премьера спектакля – целиком – назначена на пятницу.
По расписанию осталось 13 спектаклей, последний должны были сыграть 29 апреля.