Норманн Паркинсон первый переместил фотографию из студии в пространство города.
Фото предоставлено организаторами фестиваля.
Наступая на пятки Московской биеннале, в Москве начинается фестиваль «Мода и стиль в фотографии». Первыми проектами в Манеже стали персональная выставка Норманна Паркинсона – легенды британской «модной» фотографии – и «Театр моды», собранный из коллекции французского FNAC, аналога Московского дома фотографии.
Лондонский придворный фотограф, «заслуженный работник» всех модных журналов мира, фотограф-разведчик во время Второй мировой войны, конечно, новатор, так как первый переместил съемки из душных фотостудий в пространство города, и революционер британской фотографии Норманн Паркинсон в Москве. Масштабная ретроспектива в Манеже охватывает практически все направления его творчества и увлекает в яркий мир моды. Он поклонник геометрических композиций, силуэты вписаны в окружающие ландшафты, которые как будто прогибаются под четкость и структурированность его линий. Неудобные позы, застывшее выражение лица, остановившийся взгляд характерны для многих персонажей Паркинсона, на роль которых пробовались практически все культовые персонажи прошлого столетия. В процессе достижения идеальной композиции фотографу удавалось стереть личность по другую сторону объектива, наделяя своих героев роботоподобным строением.
С другой стороны, стоит быть благодарным за столь суровую тональность и некоторую безоговорочность его композиций. Благодаря четкой структуре работы Паркинсона обладают «сиюминутным» настроением – время, застывшее на этих кадрах, есть летопись истории стиля. Можно по годам и по мелочам расписать тенденции сезонов. Работая с Дэвидом Боуи в 1977 году и, например, с Изабеллой Росселлини в 1982-м, он транслирует стиль именно тех лет. Получается, что последнее слово остается за ним. Как Паркинсон сфотографировал, так и стоит вспоминать о том времени. Если всех его персонажей вырезать и выстроить в один ряд, то они превратятся в прекрасное учебное пособие, словно манекены, демонстрируя отличительные черты той или иной эпохи. Создавая особое внутреннее пространство, строгий джентльмен из Лондона придумал новый параллельный мир – идеальный и безупречный.
Чувственны, эмоциональны и порой несдержанны герои «Театра моды». Серии работ таких знаменитостей, как Сара Мун, Франсуаза Югье, Жана Ларивьера и других, объединены не новой идеей, что жизнь – театр, а все в нем роли играют. Собственно, уникальный почерк каждого из участников настолько подавляет концепцию и демонстрирует ее необязательность, что уже к середине просмотра забываешь первоначальную идею и окунаешься с головой в причудливые краски Франсуазы Югье, расположенной ровно посередине экспозиции. Ее «индийская» серия, напоминающая документальные хроники, строится на контрасте цвета и окружающего ландшафта. Персонажи с их смуглым цветом кожи в сочетании с традиционными индийскими красками, образно напоминают о кочевниках, вечно путешествующих и не задерживающихся на одном месте.
У историй Сары Мун, постоянной участницы московских фотомарафонов, есть окончание, начало, завязка и развязка. Мистические и фантастические, то про цирк, то про Синюю бороду, сказки развернуты на чуть смазанных и вроде не в фокусе снимках. Про каждого из участников представленной театральной постановки можно рассказывать долго, но слова не смогут показать ауру, плотно окружающую понятие моды и стиля, которое передается на визуальных волнах, видимых и даже иногда слышимых, но мало поддающихся описанию.