0
757
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

Закон. Что вышло?

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - заведующая отделом культуры "НГ".

Тэги: контрафакт, мадонна, перро, ландау


Правительство в очередной, точнее – во второй – раз запретило продажу видео-, аудио- и компьютерной продукции с уличных лотков и в палатках. Проще говоря, пиратских дисков, ибо лицензионные на улицах по сто рублей не продаются.

Интересные дела все-таки у нас творятся: поди объясни кому-нибудь в цивилизованной стране, что такой запрет уже существует (он содержится в «Правилах продажи отдельных видов товара»). Просто он не действует. Но коль скоро запрет не действует, надо запретить еще раз. С точки зрения нормального человека – абсурд на государственном уровне.

Понятно – нам для вступления в ВТО это надо, а то американцы жалуются, что за четыре года российское пиратство нагрело американских правообладателей на шесть с половиной миллиардов долларов, учитывая и тот факт, что российская контрафактная продукция расходится по всей Восточной и Западной Европе.

На днях я собиралась написать гневную статью против пиратства под условным названием «Искусство не должно принадлежать народу». Поскольку я ее уже не напишу, то в двух словах скажу, о чем она должна была быть. То, что искусство принадлежит народу, – социалистический бред. Искусство принадлежит всем и никому. Но настоящее искусство не должно быть доступным, искусство – своего рода таинство, и купить хороший фильм с такой же легкостью, как «сникерс» в палатке, – это снижает степень уважения и срывает легкий флер таинственности. Так же, как негоже зрителю беспрепятственно заходить за кулисы театра или после концерта ехать с Ростроповичем, скажем, в одном троллейбусе. Но ни театр, ни музыку на поток не поставишь, а кино, будучи некой средней субстанцией между искусством и индустрией, может быть тысячекратно размножено и рассыпано по подземным переходам, продаваемо за копейки плохо говорящими по-русски южными пришельцами, упаковано в дрянную упаковку с неправильно написанным названием и фамилиями актеров. Ведь если ты хочешь попасть в Большой театр или на концерт Мадонны, ты никуда не денешься – выложишь как миленький ту сумму, которую запросят. А в случае с кино ты имеешь возможность выбора – идти в кинотеатр за 1000 рублей или купить по дороге с работы пиратский диск в десять раз дешевле. Да еще задолго до выхода фильма в прокат. И смотреть его, развалясь на диване, отвлекаясь на телефонные разговоры и походы на кухню.

Но этой статьи я уже не напишу. Потому что поняла: это сжирает меня проклятая гордыня, воспоминания о тех годах, когда по приезде с Каннского фестиваля тебя закидывали вопросами о том, что ты там видел, и знакомые облизывались, потому что большая часть фильмов до нас не доходила вообще, а кое-что выходило в прокат о-го-го как нескоро. Теперь публика может увидеть фильм раньше любого кинокритика – и всего-то за сто рублей.

А теперь я представила себе два варианта судьбы постановления правительства. Первый, он же из области сказок Шарля Перро. Постановление действует, уличные торговцы разогнаны, диски всех видов и назначений продаются исключительно лицензионные, в специально отведенных для этого местах, с номером лицензии, техническими характеристиками носителя. Граждане радостно покупают лицензионную продукцию и ходят в кино, довольные, что хоть это и в несколько раз дороже, зато честно. Контрафакт посрамлен. Мечта честного юриста. Вариант второй, он же из области грубого реализма. На пару недель торговцы исчезнут из подземных переходов и с улиц вместе с лотками. Потом они появятся там же с теми же дисками. В тех же местах. Диски будут стоить не сто, а сто тридцать рублей, потому что увеличится мзда местной милиции. Цены на билеты в кино существенно вырастут, а количество радостных граждан уменьшится. Ну ладно, потратить 1000 рублей на поход вдвоем в кино хоть время от времени могут позволить себе многие. А вот купить лицензионную компьютерную программу, цена которой равна твоему месячному заработку, может только тот, кого этот месяц может кто-то содержать. Вот сейчас директор сельской школы Поносов, установивший в своей школе пиратские программы, держал ответ перед судом за всю страну. Чтобы не было так обидно Поносову, наябедничаю. Уважаемые правоохранительные органы! Многие государственные вузы пользуются нелицензионными программами! Будущие Эйнштейны, Ландау, Достоевские и Зурабы Церетели учатся на контрафактной продукции!

Душа обязана трудиться. Хочу поблагодарить правительство за то, что оно не дает душе лениться. А также заставляет время от времени определять свою гражданскую позицию. Мне, например, сейчас трудно. Моя гражданская позиция разъезжается в разные стороны, как ноги малыша, впервые вставшего на коньки. Я хочу, чтобы Россия вступила в ВТО, чтобы граждане были законопослушными, чтобы на Западе слово «Россия» не ассоциировалась со словом «воровство». Я сама хочу покупать лицензионную продукцию в специально отведенных для этого местах у грамотных продавцов. Но я знаю, что в лицензионный рай Россия может въехать только на горбу собственных граждан, в том числе и на моем. Вот поди и определи свою гражданскую позицию┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
507
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2229
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1460
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1091

Другие новости