Оценит ли жюри «Золотой маски» сценический минимализм «Войны и мира»? Сцена из спектакля.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
Бессмертной «Пиковой дамой» работы дебютанта «Золотой маски» – Челябинского театра оперы и балета – открылась оперная программа фестиваля. Режиссер Алексей Степанюк соединил в своей постановке возможности технического прогресса (так называемые декорации показываются на экране посреди сцены) и традиционного театра. Но яркие мундиры и пышные кринолины не помогают артистам – спрятаться-то негде, поэтому вся тяжесть передачи трагедии любви к дамам и картам ложится на хрупкие плечи молодых певцов. Вообще, надо признать, в этом году жюри по музыкальному театру во главе с лауреатом «Золотой маски» Юрием Кочневым, художественным руководителем и главным дирижером Саратовского театра оперы и балета, судя по всему, придется очень нелегко – явных фаворитов не наблюдается.
Номинированные спектакли от Мариинки и Большого были показаны немногим и многим (отдельные аж в декабре) ранее официального начала фестиваля. Здесь особенно унылым выглядит выдвижение Кирилла Серебренникова и спектакля «Фальстаф» с его нелепой возней в парикмахерской и забулдыгой Фальстафом с собутыльниками – спектаклем, ничего общего не имеющим с высокой моралью, пусть и поданной стариком Верди через призму примитивной комедии. К тому же и в музыкальном отношении мало кто ожидал от Мариинки такой небрежности, особенно в ансамблях (так что Татьяне Павловской вряд ли светит «Маска» за ее Алису Форд). Куда лучше был бриттеновский «Поворот винта» работы Дэвида Маквикара, который старательно и весьма впечатляюще в паре с художником Татьяной Маккаллин (оба номинированы на премию) передали мрачный сумрак старого английского поместья с непременной сердобольной гувернанткой (хорошая работа Ирины Васильевой), начиненного, как и подобает, призраками. Номинированы обе премьеры Большого театра прошлого сезона, но захватит ли воображение жюри зашкаливающая фаст-фудная пестрота «Волшебной флейты» (режиссер Грэм Вик и художник Пол Браун) или, наоборот, сценическая скудность «Войны и мира» (кроме самого спектакля номинированы Екатерина Щербаченко с партией Наташи Ростовой и – что выглядит довольно странно – Борис Стаценко, выразительно исполнивший все-таки второплановую партию Наполеона Бонапарта), предположить трудно. Из других московских театров в короткий лист «Золотой маски» попал безусловно оригинальный спектакль «Новой оперы» – «Норма», с которой словно сняли кружевное жабо как избитый атрибут итальянской оперы и оставили строгую рубашку драмы, а также моцартовская «Так поступают все» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев) – спектакль, который разделил публику на две половины: тех, кому военно-полевые романы в бамбуковых зарослях пришлись по душе, и тех, кого раздражают и заросли, и патефон, и узбекские дыни. Члены экспертного совета «Золотой маски», судя по всему, принадлежат к первой группе – спектакль номинирован по всем категориям.
Быть может, у провинциальных театров в этом году есть шанс? Здесь, кстати, картина, в общем, довольно интересная. Кроме вышеобозначенной «Пиковой дамы» нам предстоит в ближайшее время увидеть «Бал-маскарад» из Уфы, выдвинутый, кстати, в пяти номинациях. Башкирский театр продолжает сотрудничество с немецким режиссером Уве Шварцем (его «Волшебная флейта» уже была номинирована в прошлом году), который перенес действие вердиевской драмы в современную Америку, снабдив спектакль всеми ее атрибутами – бейсболками, баптистами, непременными ток-шоу и, конечно, пресловутой кока-колой. Еще один шедевр Верди – «Риголетто» в постановке Музыкального театра Ростова-на-Дону – не обещает сюрпризов в духе Уве Шварца. А Пермский театр сделал ставку на оперу, которую вообще мало кто слышал, – «Золушка» Жюля Массне, решенную в духе сказки для взрослых.