0
923
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2007 00:00:00

Сцена и музыка

Тэги: майзенберг, кремер, берг


Гидон Кремер свой юбилей празднует без всякого официоза: никаких тостов и речей, только сцена и музыка. Его последний концерт, анонсировавшийся как юбилейный, ничем особенным не выделился. Разве только тем, что Кремера мы уже очень давно не слышали с камерной программой, тем более в паре с его старинным (как говорится, со школьной скамьи) партнером Олегом Майзенбергом. Но к юбилею это не имеет никакого отношения.

Программа выступления окончательно сформировалась, похоже, в последний момент: за месяц ее еще никто не знал, за две недели были заявлены имена Шуберта, Бартока, Энеску и Регера, но в конце концов все сложилось, по большому счету, в шубертиаду, поскольку собственно дуэтная часть концерта была посвящена Шуберту, а в сольной прозвучали скрипичная соната Бартока и фортепианная Берга.

Когда слушаешь солидных представителей русской школы, каждый раз испытываешь одни и те же чувства – облегчения («все-таки еще существует») и сожаления («что же будет дальше?»). Оба исполнителя обладают тем, что мы привыкли приписывать нашей школе, а именно звукоизвлечение и чувство стиля. Звук у обоих – мягкий, теплый, сочный, оба одинаково чувствуют музыкальное движение, что идеально завершает и без того слаженный ансамбль.

Шуберт в исполнении зрелых мастеров – явление необычное. Легкие изящные линии, прозрачность фактуры, никакого драматического нажима и тем более трагизма – ни в соль-минорной сонате, ни в вариациях, хотя «Засохшие цветы» у Шуберта – трагическая кульминация цикла. В общем, исполнители интерес публики не подогревали ни громогласными фортиссимо, ни ложными жестами. Девизом их Шуберта стала разнообразнейшая палитра полутонов в настроениях и красках – то есть то, что, возможно, следует понимать как ранний романтизм, представителем которого Шуберт и является.

Скрипичная соната Бартока, исполненная Гидоном Кремером, продолжает линию интересов скрипача, связанных с работой, которую он завершил в прошлом году, – запись всех сонат и партит Баха. Одну из баховских сонат слушал уже больной Бела Барток в исполнении Иегуди Менухина, после чего написал для скрипача трагическую сольную сонату, прообразом которой стали сольные скрипичные сочинения Баха; особенно это слышно в первой части, напоминающей знаменитую Чакону. Кремер исполнил это сочинение с максимальной долей погружения в высокую философию этой музыки.

Майзенберг, в свою очередь, остановил выбор на фортепианной Сонате Альбана Берга. В первом опусе будущего реформатора еще отчетливо слышны позднеромантические гармонии, но в исполнении Майзенберга было подчеркнуто, что перед нами отмирающий стиль, пианист старался проявить рафинированные элементы музыкального языка позднего Берга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3737
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2796
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2280

Другие новости