0
903
Газета Культура Интернет-версия

23.03.2007 00:00:00

Соло для Петра с командой

Тэги: щедрин, плисецкая, хованщина, черняков


Наш соотечественник, скандально известный и, безусловно, самый талантливый молодой режиссер Дмитрий Черняков поставил в Баварской опере одну из самых сложных русских опер – «Хованщину» Мусоргского. Подогреваемая интересом к России, публика была заинтригована, в зале присутствовали и известные политики, и видные деятели немецкой культуры.

С музыкальной точки зрения спектакль был на самом высоком уровне: вышколенный оркестр под управлением Кента Нагано, отличные солисты (в ведущих партиях русские). Правда, исполнению все-таки не хватило русской теплоты и страстности, но могли почувствовать это большей частью только соотечественники Мусоргского, коих в зале было немало, – Родион Щедрин и Майя Плисецкая, например.

Дмитрий Черняков делал постановку для европейского зрителя, и это во многом обусловило ее концепцию. Перед ним стояла двойная задача – не только создать стройную логичную конструкцию, но и попытаться попутно познакомить и разъяснить зрителю исторические факты. С самого начала перед зрителем экспонируются основные противоборствующие силы – в многоуровневом вертикальном разрезе сцены у каждой из них своя «комната», свой квадратный метр серого безликого пространства. Неподвижен Хованский (Паата Бурчуладзе), мечется без сна Голицын (Джон Дасцак), вглядывается в даль царевна Софья (Барбара Цандер), просыпается царевич Петр (Томас Вебер), и только стрельцы при работе – бесстрастно уносят трупы в пластиковых мешках. Временной аспект не определен да, быть может, не так уж и важен. Стрельцы выглядят как сегодняшние штурмовики, но только в бордовом, князь Хованский – в шикарном кожаном пальто того же тона, отороченном соболями, Голицын в министерском костюме с золотом. Раскольники в безликом сером, в строгом синем костюме Марфа (Дорис Зоффель) – у Чернякова аутсайдер даже среди своих. Только стрелецкие жены в ярких домашних одеждах – сначала ругают мужей, затем бросаются к ним на шею и так, в халатах, падают вместе с ними замертво: вопреки либретто Мусоргского в постановке Чернякова стрельцов расстреливают – подло, словно из-за угла.

Все силы, борющиеся за власть, будут повержены безжалостной рукой Петра. Голицын схвачен, Хованский застрелен собственной челядью, не выдержавшей постоянных унижений (перед смертью умудрился, правда, бросить лимонку, взорвать и девок, и своего конкурента Шакловитого), Софью вышвырнули в монастырь┘ Один «герой» на сцене – царь Петр. Удивительно, какую огромную и трудную роль сыграли здесь персонажи, которых даже нет в либретто (разве что царь мелькает в одной сцене). Так, шаг за шагом Софья теряет и верных ей людей (один из ее любовников, Шакловитый, после любовных утех подталкивает ее отречься от борьбы за власть), и силы. В это время подросток Петр, наоборот, набирается воли и решимости: за двенадцать часов – от рассвета на Москве-реке в пять утра до трагического финала в пять вечера – он проходит путь от инфантильного дитя к убийце: просыпается, потягивается, сосредоточенно думает, одевается в мундир, унимает дрожь в руках, выжидает, затем раздевается и облачается в серый комбинезон и маску своих подданных. В момент брутальной сцены расстрела стрельцов и остальные «окна» уже заняты петровцами. Но есть ли жестокий героизм Петра на самом деле признак победителя?

Место «бойни» исчезает, и в последнем акте перед нами вершится судьба горстки черноризцев. Черняков снимает здесь самый трагедийный и сложный конфликт оперы – путь к Богу через грех, единство с ним через самосожжение, то есть самовольный путь в ад. Раскольники Чернякова словно постигают новый уровень бытия, ведомые отцом Досифеем (Анатолий Кочерга), они обретают покой и связь с Богом через единение и чувство любви.

Мюнхен–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1766
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3734
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2792
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2278

Другие новости