Юлий Гусман, дальний родственник «Оскара».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Завтра в Театре Российской армии пройдет юбилейная, 20-я церемония вручения премии Общенациональной академии кинематографических искусств «Ника». «Ника» – одно из первых детищ перестройки, родившаяся тогда, когда возможно стало собираться не только в профсоюзы, кружки при ЖЭКе и добровольные пожарные дружины, но и в сообщества «по интересам» и даже называться «академиями». И вручать свои профессиональные премии, как это принято во всем мире. За 20 лет юбилярша пережила многое – начиная с радости собственного рождения и возмужания и кончая опасностью раскола в ее рядах и даже угрозой исчезновения. Как возникла первая отечественная профессиональная премия, рассказывает директор «Ники» Юлий Гусман.
– Юлий Соломонович, поскольку юбилей не у вас, то можно мы и говорить будем не про вас?
– Ну в порядке исключения можно и не про меня. Хотя от меня вам все равно никуда не деться, если про «Нику».
– Начнем сразу с серьезных вопросов. Вот скажите, чем «Ника» отличается от «Оскара».
– Наверное, это все равно что сравнить кадиллак и «Москвич».
– Поточнее, пожалуйста, – кто из них кто?
– Для тех, кто сразу не понял, «Ника» – «москвич» – уютный, несовершенный, домашний, родной, одним словом. «Оскар» – кадиллак, большой красивый, блестящий, с мощным мотором и очень дорогой. Когда мы только организовали «Нику», мы не хотели придумать советский «Оскар». А если бы даже и хотели┘ Да мы вообще тогда про «Оскар» не знали, слышали что-то отдаленно – мол, вчера советский фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскара». А что это и как выглядит┘ Наш оскароносец Владимир Меньшов за «Оскаром» не ездил. За него ездили советские киноначальники, как вы знаете. Газеты не писали, телевидение церемонию не показывало. У «Оскара» бюджет 150 миллионов долларов, для него специальный зал построили – «Кодак» – на шесть тысяч мест, и люди туда приходят – не просто женские тела в красивых платьях и мужчины в смокингах, а звезды мирового кино первой величины.
– И «Ника» изначально тоже была задумана как парад отечественных звезд?
– Если кроме шуток, то «Ника» изначально задумывалась как праздник для киношников. Ведь это был первый в стране профессиональный приз, до нас были государственные премии – ленинские, сталинские, а профессиональной ни одной не было. Мы-то первыми были. Кстати, если уж говорить об «Оскаре» (не я начал, кстати), то наша «Ника» похожа на того «Оскара», каким он был в самом начале, когда вручался в кафе, в небольшой теплой компании, без официоза. У нас поначалу ведь ничего не было, кроме голого энтузиазма. Просил денег, хоть чуть-чуть, у Союза кинематографистов, тогда еще СССР, но Элем Климов, тогдашний первый секретарь, возмутился: какие деньги, на что?! Где-то по копейкам что-то насобирали и устроили первую церемонию. Поехали с Андреем Плаховым к скульптору Микульскому, он подарил нам фигурку дамы без имени, она и стала премией. Вы хоть помните, кто первую «Нику» получил?
– Я не помню, кто последнюю получил, а первую – конечно. Тенгиз Абуладзе за «Покаяние». Он чуть ли не все номинации собрал.
– Он стоял тогда в фойе Дома кино с охапкой статуэток, у которых еще не было имени, и только повторял: я так счастлив, я так счастлив. А недавно я прочитал в одном издании, что Абуладзе снял «Покаяние» по заказу Яковлева и Шеварднадзе, чтобы развалить СССР. Это Абуладзе-то┘ по заказу┘
– Не надо о грустном и глупом. Давайте о веселом. Первые «Ники» были похожи на капустник, за что вас многие нещадно ругали. Теперь она заматерела, посуровела┘
– Ну не заматерела. Повзрослела. Посерьезнела. Но на этой церемонии мы собираемся немножко похулиганить в честь юбилея.
– Неужели стриптиз будет?
– Нет, еще интереснее. Но не скажу. Из секретов выдам только один: всем гостям будут вручать диски с записями первых двух «Ник». Я пересматривал их – грустно, с одной стороны, потому что многих уж нет, с другой стороны – какие лица, какие люди! Самое главное, что мы сумели, «заматерев», как вы сказали, сохранить атмосферу доброго, веселого, «семейного» праздника. Собственно, это то, ради чего все задумывалось. Не хотим и не будем меняться, хотя и пытались нас уничтожить, долго пытались. Только ничего не вышло.
– Вы имеете в виду, что Михалков академию «Ника» объявил нелегитимной, а вас уволил с должности директора Дома кино?
– Ох, ну совсем не хочется об этом вспоминать. Только настроение портить глупостями всякими. Абсолютно мы легитимные, да и вообще это не тема. Кстати, все суды восстановили меня в должности директора Дома кино и признали увольнение незаконным.
– Можете теперь с ОМОНом кабинет захватывать?
– Представили себе зрелище, да? Разочарую: не буду. Тем более что за это время Центрального Дома кинематографистов как такового не стало, теперь есть Дом кино СК России, а это другое зарегистрированное юридическое лицо. Такая вот рейдерская казуистическая игра словами. Но решение суда им выполнять все равно придется.
– Откройте секрет: чем занимается киноакадемия «Ника» в свободное от раздачи призов время?
– Дело в том, что когда академия организовывалась, мы не претендовали на академичность как таковую, мы скорее имели в виду значение слова «академия» как собрание умных людей. Наша академия – это, по сути, большое жюри старейшей кинематографической премии, а наша основная задача – это организация прозрачного и честного голосования и проведение торжественной церемонии. Когда наши конкуренты-друзья-последователи создали клон «Ники», они объявили, что там будет 11 отделений, ученый секретарь, будут они наукой заниматься. В этом смысле мы, извините, как Американская киноакадемия, ее основное дело – это «Оскар». Мы тоже полгода церемонию готовим, а так – у нас есть стипендия академии, над детским домом шефствуем, фестивали «Ники» в разных странах проводим.
– В следующем году у «Оскара» тоже юбилей – 80 лет. Что вы можете пожелать?
– 80 лет – почтенный возраст. Но голос его свеж, мускулы накачаны, деньгами не обижен и планов громадье, как у всего американского кино. И еще 80 лет «Оскар», даст Бог, махнет без проблем! Но у дядюшки «Оскара» – юбилей только на следующий год, а у «Ники» – праздник завтра!