0
809
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Мастер струящейся вертикали

Тэги: модильяни, выставка, искусство


Длинношеее и небрежно изысканное искусство Амедео Модильяни знакомо многим. Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, знакомство то было иллюзорным – по репродукциям и каталогам. Ни в одном из отечественных музеев нет его живописи, ни в одном из мировых музеев не сконцентрирована основная часть его работ. Подлинную встречу (как встречу с подлинниками) организовал ГМИИ им. Пушкина. Здесь открылась первая монографическая выставка художника, названная подчеркнуто незамысловато: «Встреча с Модильяни». Она собиралась буквально с миру по нитке – в списке участников более 25 музеев, галерей и личных коллекций.

Выставка, начинающаяся по обе стороны от главной лестницы музея и уходящая вглубь (дизайнер Борис Мессерер), грандиозной не выглядит. Не потому что работ мало. Их-то как раз достаточно: куратор Алексей Петухов, по его собственному признанию на пресс-конференции, хорошо себе представлял ответственность отбора произведений. Организаторы не хотели ничего упускать и постарались сделать видимой в выставке и биографическую линию, и все этапы изменения манеры письма и творческих увлечений. Здесь и учебные зарисовки, и наброски с натуры, и скульптура по мотивам африканского «примитива», и знаменитая серия «Обнаженных», ровно 90 лет назад запрещенная для экспонирования напротив полицейского участка за излишнюю откровенность. И, конечно, фирменные портреты Модильяни, убежденного в том, что «человеческое лицо – наивысшее создание природы». Его друзья, возлюбленные и просто знакомые все как один становятся немного похожими на Алису в стране чудес: с длинной шеей, вытянутыми пропорциями, чуть удивленные, слегка неуклюжие и какие-то отчаянно нездешние. Каждое произведение дополняется сопроводительной запиской не отягощающего, а приятно обрамляющего содержания. Например, в тексте о «Мужском портрете», 1917 года дается краткая формула портретного метода художника: «На примере этого рисунка легко проследить, как художник строит изображение, не копируя черты лица, а находя то, что можно назвать знаком глаз, знаками носа, усов, рта, ушей┘ Связная система этих абстрагированных форм и составляет неповторимо индивидуальный портретный образ».

Но искусствоведческая насыщенность выставки проявилась не только в отборе работ самого Модильяни. Проследить историю его жизни можно не только в лицах, но и в документах: фотографиях семьи, письмах матери и друзьям («Я работаю, как негр, по-прежнему┘»), забавным мелочам, типа карандашного рисунка на первой странице каталога выставки итальянских футуристов, манифест которых он, между прочим, отказался подписывать. Хотя стремительность его судьбы архивы под стеклом передают, конечно, с трудом. Модильяни совсем юным приезжает из Италии во Францию, врывается в круг парижской богемы, весело проживает и прожигает короткую жизнь и умирает от менингита в страшной нищете.

Но, несмотря на весь просвещенческий запал, «Встреча с Модильяни» получилась скорее нежной. Не в последнюю очередь этому способствовал лиричный момент в биографии художника. В 1911 году Модильяни познакомился в Париже с Анной Ахматовой, писавшей позже: «┘Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его очень короткой, моей – очень длинной┘». Модильяни не раз рисовал ее по памяти. И даже в его живописных пластических экспериментах с женской фигурой можно легко разглядеть черты знакомого лица. Эти работы с угадываемым лицом и стали центром выставки, нарушив законы хронологии и поступательности и исказив жизненные пропорции. Впрочем, искажение пропорций – один из любимых творческих методов самого Модильяни, почему бы на монографической выставке им не воспользоваться?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1416
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1423
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1165
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
739

Другие новости