0
829
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Мастер струящейся вертикали

Тэги: модильяни, выставка, искусство


Длинношеее и небрежно изысканное искусство Амедео Модильяни знакомо многим. Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, знакомство то было иллюзорным – по репродукциям и каталогам. Ни в одном из отечественных музеев нет его живописи, ни в одном из мировых музеев не сконцентрирована основная часть его работ. Подлинную встречу (как встречу с подлинниками) организовал ГМИИ им. Пушкина. Здесь открылась первая монографическая выставка художника, названная подчеркнуто незамысловато: «Встреча с Модильяни». Она собиралась буквально с миру по нитке – в списке участников более 25 музеев, галерей и личных коллекций.

Выставка, начинающаяся по обе стороны от главной лестницы музея и уходящая вглубь (дизайнер Борис Мессерер), грандиозной не выглядит. Не потому что работ мало. Их-то как раз достаточно: куратор Алексей Петухов, по его собственному признанию на пресс-конференции, хорошо себе представлял ответственность отбора произведений. Организаторы не хотели ничего упускать и постарались сделать видимой в выставке и биографическую линию, и все этапы изменения манеры письма и творческих увлечений. Здесь и учебные зарисовки, и наброски с натуры, и скульптура по мотивам африканского «примитива», и знаменитая серия «Обнаженных», ровно 90 лет назад запрещенная для экспонирования напротив полицейского участка за излишнюю откровенность. И, конечно, фирменные портреты Модильяни, убежденного в том, что «человеческое лицо – наивысшее создание природы». Его друзья, возлюбленные и просто знакомые все как один становятся немного похожими на Алису в стране чудес: с длинной шеей, вытянутыми пропорциями, чуть удивленные, слегка неуклюжие и какие-то отчаянно нездешние. Каждое произведение дополняется сопроводительной запиской не отягощающего, а приятно обрамляющего содержания. Например, в тексте о «Мужском портрете», 1917 года дается краткая формула портретного метода художника: «На примере этого рисунка легко проследить, как художник строит изображение, не копируя черты лица, а находя то, что можно назвать знаком глаз, знаками носа, усов, рта, ушей┘ Связная система этих абстрагированных форм и составляет неповторимо индивидуальный портретный образ».

Но искусствоведческая насыщенность выставки проявилась не только в отборе работ самого Модильяни. Проследить историю его жизни можно не только в лицах, но и в документах: фотографиях семьи, письмах матери и друзьям («Я работаю, как негр, по-прежнему┘»), забавным мелочам, типа карандашного рисунка на первой странице каталога выставки итальянских футуристов, манифест которых он, между прочим, отказался подписывать. Хотя стремительность его судьбы архивы под стеклом передают, конечно, с трудом. Модильяни совсем юным приезжает из Италии во Францию, врывается в круг парижской богемы, весело проживает и прожигает короткую жизнь и умирает от менингита в страшной нищете.

Но, несмотря на весь просвещенческий запал, «Встреча с Модильяни» получилась скорее нежной. Не в последнюю очередь этому способствовал лиричный момент в биографии художника. В 1911 году Модильяни познакомился в Париже с Анной Ахматовой, писавшей позже: «┘Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его очень короткой, моей – очень длинной┘». Модильяни не раз рисовал ее по памяти. И даже в его живописных пластических экспериментах с женской фигурой можно легко разглядеть черты знакомого лица. Эти работы с угадываемым лицом и стали центром выставки, нарушив законы хронологии и поступательности и исказив жизненные пропорции. Впрочем, искажение пропорций – один из любимых творческих методов самого Модильяни, почему бы на монографической выставке им не воспользоваться?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1607
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1622
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2323
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
2198

Другие новости