Башня, знаменитая и проржавевшая.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В Музее архитектуры им. Щусева прошла пресс-конференция, посвященная юбилею Шуховской радиобашни на Шаболовке и плану ее реконструкции (автор – скульптор и архитектор Салават Щербаков).
Башне на этой неделе исполнилось 85 лет, восемьдесят из которых она исправно выполняла функции одного из главных передатчиков. За почти вековую историю башня послужила опорой для антенн крупных радиостанций, именно с ней связаны первые программы отечественного телевидения. За это время башня стала частью панорамы Москвы, ее ажурные формы удивительно гармонично вырисовываются на фоне московского неба и выглядывают из-за однотипных новостроек.
Но сейчас башня находится в аварийном состоянии и, по мнению экспертов, требует срочного ремонта. Металлические конструкции башни скреплены не болтами, а собраны методом клепания. Во время ремонтных работ в 1950-е годы были добавлены сварные элементы и укреплено цементом основание, что только повредило башне – металл начал подвергаться коррозии. Так что сегодня конструкции башни проржавели почти наполовину.
Для справки: башня на Шаболовке – самое известное, но не единственное творение инженера Владимира Григорьевича Шухова. Он был изобретателем первых в мире конструкций в форме гиперболоида, стальных сетчатых оболочек покрытий зданий, Шухов – автор металлических перекрытий известных московских зданий: Петровского пассажа, Верхних торговых рядов (ГУМ), дебаркадера Киевского вокзала.
Увы, нехватка металла заставляла инженера Шухова переделывать несколько раз проект и с каждым разом уменьшать высоту и вес башни. По первоначальному проекту строились три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 метров, которые поддерживались стальными стяжками, но во время строительства в одну из стяжек врезался почтовый самолет, и она рухнула на землю. В 1919 году Шухов предложил проект башни, представляющий собой сетчатую оболочку в форме однополостного гиперболоида вращения. Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Нижняя стоит на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Строительство велось телескопическим методом – без лесов и подъемных кранов, прямым подъемом в небо. Верхние секции собирались внутри нижней и с помощью лебедок поднимались друг на друга.
И вот теперь правнук инженера Шухова Владимир Шухов выступает с инициативой реконструкции башни и территории вокруг нее. Но планам этим мешает страх, что за спасительной реставрацией может хитрым образом «нарисоваться» популярный в последнее время процесс сноса и последующей постройки здания заново, когда в итоге перед горожанами предстает странный объект со сверкающим, вымытым фасадом, лишь отдаленно напоминающий знакомую постройку.
Ныне предлагаемый проект реконструкции Шуховской башни включает в себя не только реставрацию башни, но и создание рядом с ней «обязательного» делового и культурного комплекса. Во внутреннюю полость башни предполагается встроить узкую цилиндрическую конструкцию, своеобразную малую башню, с лифтом, а над ней расположить клубную часть с рестораном и смотровой площадкой. Правда, такие переделки вызвали негодование в среде архитекторов и историков архитектуры, после чего вроде бы автор проекта согласился отказаться от возведения малой башни. Но даже в этом случае проект предусматривает столь сильное вмешательство, что, по сути, грозит уничтожением замысла Шухова. И изменением силуэта башни.
Все возникающие вопросы – традиционные. Башню, конечно, нужно спасать. Можно даже попробовать дать ей еще один шанс исполнить свои функции и установить на ней хотя бы один передатчик. Но зачем превращать ее в объект массового потребления и в очередной развлекательно-деловой центр? Неужели нельзя привлечь внимание к гениальной архитектуре другими способами?
Так что тревогу вызывает сегодня не только ржавчина.