0
1207
Газета Культура Интернет-версия

19.03.2007 00:00:00

Старый ковбой на тропе войны

Тэги: письма с иводзимы, иствуд, спилберг


письма с иводзимы, иствуд, спилберг Что впереди – победа или позорное поражение? Кадр из фильма «Письма с Иводзимы».
Фото с официального сайта фильма

Очень странно и очень жаль, что прокатчики не выпустили вместе с фильмом «Письма с Иводзимы» предыдущую ленту Клинта Иствуда – «Флаги наших отцов». Это картины об одном и том же: остатки японской императорской армии в ходе Тихоокеанской кампании в конце Второй мировой войны удерживают последний рубеж – островок Иводзима. Только «Флаги наших отцов» – это фильм о том, как американцы штурмуют остров, и ни одного японского слова тут не услышишь, ни одного японского лица не увидишь. А «Письма с Иводзимы» – о том, как японцы героически пытаются предотвратить захват островка, и американцы появляются лишь в самом конце.

Два взгляда на победу. Два взгляда на поражение. Беспристрастного быть не может. Но попытка такая дорогого стоит. Уже даже само по себе решение снять фильм о воинах микадо, врагах Америки во Второй мировой, причем снять не подонками и дураками, а с сочувствием и уважением к их героизму, к их самурайским традициям, толкающим их на непонятные для стороннего глаза действия, – для американца Поступок. Деликатнейшая задача: показать врага – пусть и бывшего – изнутри. Благо бы еще Иствуд замахнулся на батальную картину, где главные роли играли бы танки, самолеты, автоматы, оторванные головы, разбросанные мозги и декалитры крови. Но легендарный ковбой – не любитель батальных полотен. Он над схваткой не для того, чтобы смотреть сверху на армады танков и колонны солдат. Он над схваткой, чтобы с самого начала заявить: любая война – дрянь, нонсенс, грязь и патриотический пафос здесь неуместен. Ребята, мы в полном дерьме, какой к черту пафос?!

Показывая события на Иводзиме глазами молоденького солдата, оставившего беременную жену и думающего только о ней и новорожденном сыне, а не о долге перед родиной и победе любой ценой, Иствуд смело, с риском для репутации вторгается на «чужую территорию». И вот уже камера смотрит удивленно и непонимающе на горстку японских солдат, загнанных в ловушку и взрывающих каждый сам себя гранатой с криком: «Банзай!» Истинная мужская доблесть – это что? Погибнуть во имя императора на Богом забытом клочке земли или постараться выжить во имя детей? Для солдата-самурая это не дилемма. Иствуд все же смотрит на древние японские традиции взглядом современного европейца, точнее – американца, что в данном случае непринципиально.

И именно поэтому ему удается избежать ложного патриотического пафоса, даже несмотря на то, что продюсером фильма выступил Стивен Спилберг, знаменитый сочинитель насквозь фальшивых и пафосно-слезливых полотен вроде «Спасения рядового Райана».

Интересно, сними такой фильм японский режиссер – сколько бы упреков в ура-патриотизме довелось бы ему услышать! Вот она, забавная относительность восприятия. И тот факт, что «Письма с Иводзимы» – детище Спилберга-продюсера, лучше вообще не знать. А узнал – начинаешь выискивать фальшь. И, разумеется, находишь. Все-таки Спилберг не удержался, чтобы хоть мельком показать хороших американских парней. Вот они ступают на землю Иводзимы и, встретив оставшегося в живых солдата, который начинает агрессивно размахивать чем-то тяжелым, отскакивают от него и добродушно смеются: «Да он ненормальный! Ха-ха-ха!» Вообще-то в таких случаях врага попросту пристреливают на месте. Но только не американские парни. Впрочем, это лишь маленький обидный штрих, который картины не портит.

Иствуд уже получил упреки в том, что, мол, так кино нынче не снимают, что фильм словно извлечен из 60-х годов прошлого века, архаичный и прямолинейный. Однако суперпрофессионал Иствуд пока в здравом уме и твердой памяти. В картине действительно бросается в глаза чуть архаичная прямолинейность, которая умышленно подчеркивается с самого начала уже тем, что снятый на цветную пленку фильм выглядит как черно-белый с редкими намеками на цвет. И на фоне этой заданной архаичности Иствуд каленым железом вытравляет из фильма привычные ценности – долг, родина, как один умрем и пр. Нет этого ничего. Есть просто отведенная тебе роль. Сегодня ты играешь в защитника Отечества. Это значит: стреляй, умирай, делай харакири, банзай. Ни о чем не спрашивай. И пиши письма, которые, быть может, найдут через несколько десятков лет и снимут по ним фильм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
502
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2221
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1454
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1086

Другие новости