Игра глазами у Кейт Блэншетт и Джуди Денч виртуозна. Кадр из фильма «Скандальный дневник».
Фото с официального сайта фильма
Фильм Ричарда Эйра «Скандальный дневник» вышел на российские экраны 8 марта. Вот вам, милые дамы, подарок от прокатчиков – кино про дам и для дам. Осторожнее, будьте осторожнее с уважаемыми и чопорными старыми девами, равно как и с хорошими добрыми матерями семейства. Под толстым слоем приличий кипит невидимая до поры до времени лава, готовая вырваться наружу в любой подходящий момент.
Старая дева – школьная учительница в провинциальном английском городке Барбара (Джуди Денч) – столп местной педагогики, у нее учительско-военная выправка, мудро прищуренные глаза и ровный голос. Ученики боятся, коллеги уважают. В размеренную жизнь школы и Барбары врывается бурная красотка с улыбкой во весь рот Шеба (Кейт Блэншетт), явно без педагогического образования, зато с тинейджерами почти на равных. Ей это прощают, потому что во всем остальном у Шебы «порядок» – нудный нервный муж, дочь и сын-даун. Завязавшаяся неожиданно дружба между Барбарой и Шебой открывает перед немолодой одинокой Барбарой мир с другой стороны. В этом мире помимо учеников и кошки есть люди, готовые поговорить с ней не только о новых методиках преподавания, но и о личных неурядицах. Утомленная семейным ярмом жизнелюбивая Шеба вступает в связь с 15-летним оболтусом, своим учеником. О преступлении знает только Барбара. И тут начинается ее бенефис, ее триумф. Вот она, радость, счастье, призвание – держать в руках судьбу человека, знать, что от одного твоего слова зависит жизнь сразу многих людей.
И она произносит это слово, решив отомстить Шебе за минутное невнимание. Сломана жизнь молодой женщины, ее мужа, ее детей. Шеба за решеткой, вдохновленная Барбара ищет новую жертву.
Удивительно: почему в этой картине увидели прежде всего историю страсти? Застарелой притаившейся лесбийской любви, долгие годы не находящей выхода и вырвавшейся с отелловской жестокостью? Все-таки думается, что «Скандальный дневник» и блестящий дуэт, разыгранный Джуди Денч и Кейт Блэншетт, – это трагическая история одиночества. Кто-то от одиночества усыновляет дитя, кто-то прыгает из постели в постель, кто-то вступает в близкие отношения с зеленым змием... А кто-то мается без человека, которого хочется держать, как собственность, в цепких руках и чуть что не так – по морде. Мягкая Шеба с легкими мазохистскими наклонностями – как раз то, что нужно властной старой деве. «Маркиза де Сад» с удовольствием наблюдает мучения своей «подопечной», наслаждаясь ролью сурового судьи и чувствуя себя наконец чуть ли не в райском саду.
Бог с ним, с Фрейдом, не так уж сильно он тут и наследил. Гораздо страшнее безнаказанность власти, той власти, что становится помощницей мести самодура, очередного маркиза де Сада, маркизы де Сад, уверенных в своей неколебимой правоте. Джуди Денч играет, если можно так сказать, изощренно, гениально находя нужный взгляд, в котором сейчас – обожание, через минуту – благодарность, через секунду – удивление, через миг – ненависть. Минимум жестов, мимика почти вычеркнута из актерских средств, глаза – великолепны. Антипод внешне засушенной училки – витальная Кейт Блэншетт – создает тот противовес, который удерживает не великий с точки зрения режиссуры фильм и рождает этот удивительный дамский дуэт.
Даже не будучи феминисткой по призванию, автор этих строк готова встать на защиту героини «Скандального дневника», отмазав ее от однополых «притязаний» и пояснив слишком верным поклонникам Фрейда, что женские страсти бывают покруче мужских хотя бы потому, что они, как правило, меньше замешены на сексе. Только мужчины порой не хотят этого видеть и знать, сваливая все на проделки старого австрийца-психоаналитика.