«Произведено во Франции» – такой фразой можно объединить персональную выставку именитых художников Пьера и Жиля в Манеже и Пьерика Сорена в ЦДХ. Наравне с актрисами и модельерами они участвуют в создании коллективного портрета Франции – беззаботно-романтичного, легкого, с примесью ностальгии, сентиментально окрашенного. Деятельность Пьера и Жиля охватывает целиком культурное поле – они художники, они же режиссеры, они же актеры, они же имиджмейкеры, далее везде. Но главным все же остаются их портреты, представленные на выставке. По ним можно рассказать о целой эпохе. Вот Мирей Матье с алыми губами и подведенными глазами улыбается на оранжевом фоне, утопая в звездах и цветах психоделических расцветок, разбросанных вокруг нее. Игги Поп сверкает иссиня-голубыми глазами. Фоном его скуластому лицу без единой морщины служит сочный красный цвет. Мадонна, Мэрилин Мэнсон и целый ряд обаятельных «шалопаев», «моряков», одетых, раздетых, но всегда в окружении узнаваемых предметов, вещей и запахов.
Другой участник французской комедии – художник Пьерик Сорен – не берет в руки фотоаппарат и не раскрашивает свои работы. Его персональная выставка называется «Видеопрыжок. Эксцентричные кинокартины». Состоит из большого количества ящиков, производящих впечатление сложно устроенных конструкций, а на деле удачно совмещены телевизоры, зеркала и видеопроекции, несколько видеобоксов фильмов и в центре экспозиции – телевизоры, подвешенные за провода к потолку. Сам художник позиционирует свои работы, как театр одного актера, где последнее слово остается за ним, точнее, за его персонажем. В одном случае это сумасшедший ученый, придумывающий эликсир счастья, в другом – меланхоличный музыкант-экспериментатор, потерявший чувство времени, или художник, выпрыгивающий из картины и обратно в нее прячущийся. Даже в дверном глазке вы увидите глаз Пьерика Сорена, а точнее – некий собирательный образ глаза, вечно смотрящего на вас с другой стороны.
Параллельный проект галереи «Вместе» является в некотором смысле альтернативным по отношению к основной идеологической концепции биеннале, хотя и совершенно традиционным. Это персональная выставка московского художника Петра Бронфина, и главный здесь – именно он.
Живопись Бронфина буквально заряжает посетителей активной позитивной энергией. Она столь ярка, что даже чуть ли не кажется броско-патриотичной (еще бы – ведь почти во всех полотнах «государственная» расцветка триколора!). Его творчество находится в системе традиций русского авангарда – очевидны параллели с художественными концепциями супрематизма, в частности с наследием Казимира Малевича. Живопись предельно минималистична в средствах: он работает с поверхностью, и это означает отсутствие романтических претензий на «внутреннее». При этом главное – его уверенность: сущее прекрасно, изображенное красиво. Вот, к примеру, излюбленные темы и названия: «Мужчина», «Женщина», «Семья», «Город» (который представлен преимущественно спальными районами: «Бусиново», «Коровино»). И, конечно, предметы: «Стакан», «Скамейка», «Табуретка», «Бутылка».