0
2586
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2007 00:00:00

Скамейка счастья перед Стеной плача

Тэги: верещагин, третьяковская галерея


верещагин, третьяковская галерея Не всем нравится «репортажный» стиль Верещагина, однако это и привлекает в его работах.

Указатель на зал В.В.Верещагина (№ 27, кстати), расположенный между суриковским и репинским, установлен прямо у входа в экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Внимание к известному художнику-баталисту и публицисту, конечно, и так не должно удивлять, но тут случай особый. Он связан с двухнедельной, до 16 марта, демонстрацией одной из его работ – «Стены Соломона», написанной почти 130 лет назад.

Скамейка в зале напротив картины никогда не пустует: счастливые посетители основательно усаживаются и терпеливо вглядываются в шедевр. Остальные, временно менее счастливые, терпеливо ждут своей очереди соприкосновения с прекрасным, прогуливаясь и стараясь сильно не отдаляться. Вообще демонстрацию работ Василия Верещагина в Третьяковке трудно назвать сенсацией. Здесь хранится самая большая коллекция его произведений – 138 картин и этюдов и около 400 графических листов. Но все дело в том, что «Стена Соломона» на родину своего автора попала впервые. Как и многие другие картины «Палестинской серии», она была запрещена для показа и тиражирования в России за чрезмерный прозаизм в трактовке святых сюжетов и тем.

Стена Соломона, известная как Стена плача, – это часть уцелевшей стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. Традиционно считается, что Верещагин избегает романтизации и драматизации и вместо этого создает документальное, даже «репортажное» полотно. Но на наблюдательной скамейке, честно дождавшись своей очереди, в картине неожиданно начинаешь видеть символическое измерение. Для творчества Верещагина, правдивого, как смерть, оно действительно совершенно нехарактерно. Внутреннее пространство работы замкнуто и предельно узко, но одновременно открыто вверх. Паломники, из которых кто-то молится, кто-то сосредоточенно молчит, а кто-то разговаривает у подножия древней каменной проросшей растениями стены, погружены в тень. Кусочек голубого неба виден высоко-высоко и кажется совершенно недостижимым. Где-то в глубине небольшая часть стены озарена светом, но самого источника света в картине нет. Люди, копошащиеся в тени и застающие свет только в отраженном виде, – это довольно сильный религиозный образ, оставляющий на репутации признанного прозаика заметные пятна. Впрочем, вероятно, дело не в картине, а в музейных удобствах. Поставленная напротив скамейка одним своим присутствием заставляет вглядываться и искать, а в итоге видеть и находить. Очень удачный, организационный ход, между прочим. Стоит его использовать и в соседних залах. Ажиотаж вокруг Репина и Сурикова будет совсем нелишним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1419
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1428
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1169
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
742

Другие новости