0
1164
Газета Культура Интернет-версия

06.03.2007 00:00:00

Витя и Павлуша были тут

Тэги: гатчина, фестиваль, смехов, сухоруков


гатчина, фестиваль, смехов, сухоруков Михаил Шемякин привез в Гатчину свою анимационную «Гофманиаду».
Фото Ирины Калединой

Для такого фестиваля, как «Литература и кино», Гатчина – идеальное место. Гатчина – городок интеллигентный и интеллигентский. Половина города работает в местном Институте ядерной физики, половина – на сохранение истории и культуры городка. Главная улица здесь – Соборная, машины по ней давно не пускают, а в конце улицы красуется отреставрированный недавно Петропавловский собор. Местные детишки катаются на санках с горок огромного парка при императорском дворце, с тех самых горок, с которых любили носиться царские дети, а греться бегают в сам дворец. Его называют здесь «замок», а Павла Первого, владельца «замка», всегда почитали за умнейшего правителя и, словно он умер только вчера, горестно качают головами: «Пожить бы ему еще, столько бы успел...» Даже Институт ядерной физики находится по адресу «Гатчина, Орлова роща», не давая уйти воспоминаниям о романтическом XVIII веке, о любви к Григорию Орлову Екатерины, подарившей любовнику и замок, и рощу. Это потом уже гатчинские земли перешли в императорское владение...

В этом году фестиваль «Литература и кино» прошел в тринадцатый раз. В конкурсной и внеконкурсной программе – фильмы, так или иначе связанные с литературой. Это могут быть экранизации – «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского по Стругацким, «Фауст» Ирины Евтеевой, «Дюймовочка» Леонида Нечаева, «Вы не оставите меня» Аллы Суриковой по мотивам рассказа Сергея Ашкенази. Это могут быть биографические ленты, рассказывающие о жизни писателя либо поэта, – такие, как «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова или «Пушкин. Последняя дуэль» Натальи Бондарчук, «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи» Евгения Цымбала или «Ужас, летящий в ночи» Марины Чувайловой о Николае Коляде. Здесь не увидишь ни блокбастеров, ни кровавых боевиков, будь они хоть трижды экранизациями. Другие правила здесь, другой совсем дух, что ли. И порой куда интереснее посмотреть неспешный документальный фильм о Викторе Некрасове или о переписке Ильи Ильфа с будущей женой, фильм, который вряд ли когда выйдет на широкий экран, потому что кассу ему вовек не собрать, чем бойко закрученную «стрелялку».

Каждый год помимо актеров, режиссеров, членов нескольких жюри фестиваль приглашает на полный срок «главного героя» – актера или режиссера, который устраивает свои вечера и ведет чужие и воспринимается чем-то вроде живого символа фестиваля. Как правило, это кто-то из старшего поколения, артист со своей программой. Помнится, два года назад таким «символом» была Алла Демидова, которая приехала с поэтической программой «От Пушкина до Бродского». В этом году приглашенным героем стал Вениамин Смехов. В маленьком зале Приоратского замка (резиденции Мальтийского Приора, а Павел Первый, как известно, был Великим Магистром Мальтийского ордена) он тоже читал Пушкина, и витала ностальгия по тем временам, когда люди набивали полные залы, чтобы послушать Пушкина и Маяковского, а не группу «Тату». Ну да, там, в Гатчине, хочется брюзжать и ностальгировать. Нынче же это настроение было особенно заметным, чему сильно поспособствовала Елена Соловей, приехавшая сюда из Америки праздновать свой юбилей. Мелькали кадры из «Рабы любви», «Нескольких дней из жизни Обломова», «Неоконченной пьесы для механического пианино», из Москвы и из Питера приезжали коллеги актрисы. Соловей все время плакала, но ни разу не дала понять, что жалеет о прервавшейся карьере. 15 лет назад она уехала из Союза, чтобы, по ее словам, «у детей было будущее». Будущее детей превратилось в благополучное настоящее, а бывшая звезда (или не бывает бывших звезд?) Елена Соловей в маленьком городке учит американских детишек читать и разыгрывать по-русски Чехова.

Мы очень радуемся, что наше кино опять зашевелилось. Мы счастливы, что люди оставляют в мультиплексах немалые деньги, под поп-корн и пиво внимая «Дозорам» разного времени суток. Минкульт рапортует о зримой причастности населения высокому и вечному. Но в основном причастны-то те, кто живет в больших городах и имеет возможность потратить 500 рублей на поход с девушкой в кино. Настоящая причастность – это другое. В Гатчине во время фестиваля не бывает закрытых просмотров, все только в большом зале со зрителями вместе. Билет стоит 20 рублей. В течение десяти дней половина Ленинградской области толчется в Гатчине, причем процентов 80 – пенсионеры, насмотревшиеся до тошноты сериалов по телевизору и готовых смотреть кино на большом экране вне зависимости от качества. Эта всеядность могла бы огорчить – мол, все равно нашему неизбалованному зрителю, что смотреть, было бы подешевле, – если бы не тот факт, что фестиваль проводит достаточно жесткий отбор программы.

Главный приз Гатчинского фестиваля – «Гранатовый браслет» – в этом году достался картине Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». За наградой мэтр явился из Москвы лично. Впрочем, известными лицами тут никого не удивишь. Ходили по городу с хвостом поклонников Михаил Боярский и Михаил Шемякин, Кристина Орбакайте и Вениамин Смехов, Оксана Мысина и Леонид Мозговой, Елена Кондулайнен и Наталья Бондарчук.

А Виктор Сухоруков тут теперь навсегда. Памятник Павлу Первому (у гатчинцев – «Павлуша») местные жители уже давно называют «наш Витя» – после того, как Сухоруков сыграл императора в картине Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел»...

Гатчина–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2378
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1581
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1209

Другие новости