Специально для этих людей композиторы сочиняют музыку.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Существование и рецепция новейшей музыки в России – одна из насущных проблем, которую видят профессионалы и ощущают слушатели. По понятным политическим причинам мы были надолго отключены от актуальных художественных процессов, происходящих в мире, вследствие чего просто в силу непросвещенности практически отстали не то чтобы в создании, но даже и в понимании современного искусства. Инерция советского времени, впрочем, не утихла, а набирает сегодня новый виток, поскольку борцы за русское лицо новой отечественной музыки негласно не признают и не желают впускать в Россию «тлетворное влияние Запада». Но есть все же пытливые умы, кому интересно.
Московская биеннале современных исполнительских искусств открылась, казалось бы, самым скромным концертом – не было здесь ни перформансов, ни мультимедийных проектов, ни современного танца – в общем, ничего такого, за чем можно было бы спрятать проект-однодневку. В Камерном зале Дома музыки «всего лишь» выступил вокальный ансамбль «Новые солисты Штутгарта». Новые солисты – это всего лишь семь исполнителей, для которых пишется новая музыка (15–20 сочинений в год), иногда даже при их непосредственном участии. Поэтому неудивительно, что в программе концерта были сплошь российские премьеры сочинений Сальваторе Шиаррино, Жоржа Апергиса, Лючии Ронкетти, Надира Вассены, Мануэля Идальго и Каролы Баукхольт. То, что необходимо сегодняшнему композитору, – это далеко не искусство бельканто, хотя отдельные фрагменты традиционного пения с текстом в партитурах, безусловно, присутствуют. Остальное – стоны, крики, шепот, игра с дыханием и еще бесчисленное множество приемов звукоизвлечения – складывается не столько в смысловой, сколько в звуковой мир, каждый раз особенный, со своим настроением. Профессионализмом и артистизмом певцов (в особенности контртенора Даниэля Глогера, изображавшего жалкое трясущееся существо в Pinocchio Лючии Ронкетти или мистического героя в опере Надира Вассена) можно только восхищаться. И как бы ни шипели злопыхатели («еще лет пять порычат и помяукают, а потом вообще петь не смогут»), в России равных им исполнителей нет вообще, и с отношением, подобным вынесенному в скобки, еще долгое время не будет. Поэтому, перефразируя название композиции Каролы Баухольт «Одинокое нет», порадуемся этому одинокому да на непаханом поле существования и рецепции западной современной музыки в России.