Третий фестиваль Кинотеатр.doc в этом году проходил на двух площадках – в подвале Театра.doc и в Актовом зале на Бауманской.
Организаторы фестиваля запустили проект три года назад. Его ниша – некоммерческое документальное и игровое кино. Некоммерческое в данном случае значит скорее документальное, чем игровое, по хронометражу -скорее короткометражное и на поверку не столько экспериментальное, сколько молодое и не очень пока профессиональное.
Отборщики фестиваля кинокритик Алена Солнцева и режиссер Борис Хлебников искомое кино назвали условно «действительным» или «реальным». Условность этих определений, как и в случае определения «новая драма», в идеале должна оставлять место для поиска и эксперимента. Впрочем, и продюсеры, и отборщики отдают себе отчет в том, что социальный импульс не всегда рождает новый язык, а пробивная сила незамутненного догмами свежего взгляда не предназначена для долгой эксплуатации. Поэтому на афише этого года появилось обращение к человеку с видеокамерой: «Помни. Ты художник». В фестивальном обращении говорится: «В пору, когда весь мир становится супермаркетом, мы хотим отстоять идею сельской лавки, где также возможно сочетание молотка, мочалки и молока, но где ассортимент определяется потребностями покупателей, а не навязывается им тотальным манипулированием».
Всплывшие впервые именно на этом фестивале фильмы Сергея Лобана и Валерии Гай Германики сделали свою фестивальную карьеру, побывав и в Каннах, и на «Кинотавре», и на ММКФ. А фильмы Павла Костомарова и Антуана Каттина «Трансформатор» и «Мирная жизнь» открыты хоть и не Кинотеатром.doc, но изданы на DVD и культово почитаемы благодаря ему. Так что успехи Кинотеатра. doc вполне конкретны.
В этом году в конкурсной программе 25 фильмов из Краснодара, Кирова, Воронежа, Сочи, Перми, Ростова, Магнитогорска, Новосибирска плюс 21 фильм во внеконкурсной программе и параллельная международная программа. А кроме того, специальная программа, в которой показ фильма «Мать» Костомарова и Каттина, семинар Михаила Угарова и мастер-класс Марины Разбежкиной. Фильмы ее учеников составляют значительную часть афиши. Они работают по варианту триеровской «Догмы»: автор фильма снимает сам на видеокамеру, не пользуясь трансфокатором (зумом) и дополнительным освещением, ему запрещено снимать «говорящие головы», пользоваться закадровым текстом и музыкой. Сама Разбежкина кино своих учеников называет «горизонтальным»: они подходят к своим героям очень близко и снимают этот близлежащий мир, мало интересуясь его контактами с миром «большим».
В программе этого года без определенных зрительских мучений можно смотреть игровой фильм «Москва» Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулия и фильм «Гражданское состояние» Алины Рудницкой. Но, думается, как раз эти два фильма идеологии фестиваля не соответствуют. Первый хоть и снят про киргизских гастарбайтеров, но видно, что неблизкими людьми снят: и языковая, и пространственная дистанция в силе, герои и их мотивации для зрителя закрыты, а появление двух скинхедов под занавес не делает драматургии. «Гражданское состояние» – фильм про работников загса, регистрирующих браки, рождения и смерти, фильм милый, сентиментальный, совсем несоциальный, даже и непонятно, когда снят, стилизован под кино 60-х.
В работах учеников Разбежкиной встречается потрясающая фактура, как, например, конкурс красоты в интернате для престарелых в «Гербарии» Натальи Мещаниновой или посвящение скинхеда в язычники в «Гере» Алексея Клюкина. Но смысл таким фильмам придается контекстом просмотра. В зале Кинотеатра.doc неоязычники-националисты выглядят комично, а вот в компании самих неоязычников-националистов его посмотрят, наверное, как мастер-класс.
После просмотра каждому автору из зала непременно задавали вопрос: «А герою фильма ваш фильм про него понравился?» И знаете, что отвечают? «Очень. Мы же нашего героя с любовью снимали». Это входит в этику нового документалиста, но в пределе превращает любой материал в home video.
По-настоящему в силу и плюс нового кино это обращает только Валерия Гай Германика. И делает она это не в получившем премию на «Кинотавре» фильме «Девочки», а когда снимает неблагополучие своей собственной семьи в фильмах «Сестры» и «Мальчики». В конкурсной программе этого фестиваля сиквел «Сестер» – фильм «Мальчики» про сыновей пьющей сестры. Отец-цыган увозит их в интернат – и им там плохо: они хотят домой, к пьющей матери, в Строгино; отец привозит их в цыганскую семью – им и там плохо уже до крика: они хотят домой, к пьющей матери в Строгино; и вот их привозят в Строгино, и тут уж вот действительно им становится плохо: на финальных титрах под песню про тоску мальчики рыдают за диваном. Это кино и личное, и социальное, и по стилистике «реальное»: снятое не снаружи, а изнутри.
Памятные подзорные трубы пяти фильмам конкурсной программы жюри вручит сегодня в Актовом зале.