Вот так примерно и происходит вербовка новых агентов американской разведки.
Фото из фильма взято с официального сайта картины
Что подвигло наших прокатчиков выпустить картину Роберта Де Ниро «Good Shepherd» под названием «Ложное искушение» – неизвестно. Почему не оставить «Доброго пастыря» – неясно. И уж совершенно необъяснимо, как искушение может быть ложным. Искушение – оно и есть искушение, и всегда оно – увы – истинное. Но особенности национального перевода – отдельная тема.
Замысел снять эпопею о создании и становлении ЦРУ Роберт Де Ниро вынашивал давно. Еще с тех пор, как ступил на режиссерскую стезю. Но замахнуться на столь масштабную тему никак не получалось. Когда замахнулся, в последний момент Леонардо Ди Каприо вдруг отказался сниматься в главной роли. Пришлось срочно искать замену, которая нашлась в виде Мэтта Дэймона. Главный герой, дипломированный филолог Эдвард Уилсон, оказывается завербованным разведкой и постепенно растворяется в собственном патриотизме, уверенный, что на алтарь безопасности любимой страны можно и нужно положить все – начиная с семьи кончая собственным я.
На Берлинском кинофестивале, куда приехало на конкурс «Ложное искушение», картину встретили доброжелательно, но сдержанно. Трехчасовое действо выдержали, конечно, не все, но те, кто выдержал, аккуратно и недолго поаплодировали. На следующий день газеты расшаркались перед всемирным любимцем Де Ниро и его без пяти минут гражданским подвигом, журналисты осаждали зал пресс-конференций, софиты выхватывали довольные лица Де Ниро и Дэймона... Через полчаса сказать что-либо о фильме было уже трудно. Смазанный и прилизанный, как внешность героя Мэтта Дэймона, какой-то ускользающе невнятный, с одной стороны и удручающе прямолинейный, с другой, этот фильм вряд ли должен вызвать благодарность американских спецслужб. Судя по фильму, одурачить цэрэушников может любой заштатный советский разведчик. В течение тридцати лет (именно такой временной отрезок охватывает фильм) честные и сонные джеймсбонды бродят по экрану, неторопливо плетя политические козни и пытаясь раствориться в окружающем мире. Особенно это удается главному герою, который еще и ведет долгие скучные ссоры с красавицей женой в унылом исполнении Анджелины Джоли, тоже им, разумеется, преданной во имя работы на благо родины. Хотя, сказать по чести, от такой хрестоматийно-киношной стервы любой нормальный человек попросту сбежит через неделю.
Ох эта беда хороших актеров, взявшихся за режиссуру! Особенно если они берутся за что-то масштабное. Им хочется все сделать обстоятельно, неторопливо, прикинуть и так, и этак. Поэтому переметнувшиеся из актеров в режиссеры, как правило, не умеют снимать коротко и увлекательно. В «Ложном искушении» вообще очень мало признаков жизни, хотя вроде бы трудно упрекнуть Де Ниро в фальши или передергивании исторических фактов. В картине есть определенная достоверность, во многом обусловленная хорошей актерской игрой – и Мэтта Дэймона, и самого Де Ниро, и Джона Туртурро, и Уильяма Херта, и Алека Болдуина. Однако все хорошие начинания тонут в глубокомысленной дремоте, которую словно из специального шланга выпускают на экран создатели фильма.
Недавно ФСБ объявила конкурс на лучшее художественное произведение о спецслужбах. Отчего бы «Ложному искушению» не поучаствовать? Лихие русские шпионы объегоривают цэрэушников, как младенцев, поднимая авторитет наших спецслужб на мировой арене.