Актерское счастье Владимира Малахова.
Фото Reuters
Сорок лет со дня основания театра Классического балета. Тридцать с момента прихода в коллектив его руководителей – Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. И двадцать лет творческой деятельности Владимира Малахова – звезды мирового балета, начинавшего карьеру у «Касвасов».
Эти даты стали поводом для большого балетного концерта в Кремлевском дворце.
Владимир Малахов не только танцует по всему миру, но уже несколько лет руководит балетом Берлинской оперы. Его график расписан на годы вперед, и тем приятней, что благодарность (редкое вообще-то качество) ему свойственна. Много лет назад Касаткина и Василев, как могли, опекали юношу из Кривого Рога с уникальными данными, окончившего Московское хореографическое училище и не принятого в Большой театр из-за отсутствия столичной прописки. Теперь лауреат трех международных балетных конкурсов, премьер Берлинской и Венской опер, приглашенный солист Американского театра балета приехал в Москву, чтобы придать блеск юбилею своей бывшей компании.
В сюите из балета «Спящая красавица» Малахов вышел на сцену вместе с Екатериной Березиной – премьершей труппы «Касвасов». Этот балет гость, видимо, не танцевал давно, и особых откровений с его стороны не последовало. Малахов элегантно подхватывал балерину одной рукой, величаво улыбался и с достоинством носил роскошный, белый с золотом, камзол. Премьер всем обликом подтверждал статус высокого гостя. В «Спящей» сильнее впечатлила Березина, которая уверенно и ненатужно провела свою фарфоровую принцессу Аврору через хитросплетения старинной хореографии.
Во втором отделении Малахов отличился в двух современных номерах, специально поставленных на него («Ария» под Генделя и «Вояж» под Моцарта). Пластические монологи вечных странников, один из которых то снимал, то надевал маску, смотрелись как метафора карьеры успешного артиста, который в скоростном режиме перемещается с континента на континент, перевоплощаясь в очередного персонажа. Кроме Березиной марку фирмы «Театр классического балета» в концерте поддержал Николай Чевычелов, с перчиком и солью исполнивший роль Моцарта в комическом балетае на музыку Маленькой Ночной серенады.
Кроме малаховских танцев впечатлила и его пресс-конференция. Самое главное в «играющем тренере» берлинского балета – его готовность на эксперимент. Это особенно бросается в глаза на фоне высказываний некоторых российских исполнителей. Послушаешь их реплики – и понимаешь, как сильно этим творцам не хватает потребности в творчестве. А Малахов уважает не только себя в искусстве. Поэтому он, как и положено артисту балета, доверяет хореографам.
Надо было слышать, с каким уважением Малахов говорил о работе с немецкой авангардисткой Сашей Вальц, как увлеченно описывал все «приколы», ею вставленные в танец. Танцовщик с мировым именем со спокойным достоинством отметал намеки некоторых журналистов про «несолидность» работы классического премьера с хореографом, который заставляет артиста не только танцевать (и как танцевать! – в корчах!), но и говорить на сцене, и даже петь. Малахов уверен, что настоящему артисту стыдно годами эксплуатировать один и тот же «джентльменский набор» спектаклей и воротить нос от новых работ с криком «Это нам не надо!». Ведь люди могут подумать, что «не надо» потому, что не получается. Нет, оттарабанить порядок движений наши исполнители могут. Но попасть в стиль того или иного современного танца способны далеко не все классические танцовщики. Как бы высокомерно они ни говорили «мы можем станцевать все», реально это сделать могут лишь те, кто в процессе постижения нового захочет учиться. Малахов знает, что он – может, потому что доказал это и себе, и публике.