У Скорсезе получилось! С cедьмого раза!
Фото Reuters
Ну наконец. Свершилось. Великий оскаровский неудачник Мартин Скорсезе после тяжелой и продолжительной борьбы за главную статуэтку в киномире стал-таки ее обладателем. С седьмого захода. Картина «Отступники» была названа лучшим фильмом года, а Скорсезе еще и отметили как лучшего режиссера. Напомним, что за главного «Оскара» наряду с «Отступниками» сражались «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньяриту, «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда, «Маленькая мисс Счастье» Дэвида Френдли и «Королева» Стивена Фрирза.
«Отступники», ремейк гонконгской ленты «Двойная рокировка», – увы, далеко не лучший фильм Скорсезе. Но так причудливо распорядилась судьба, чтобы именно за него отчаявшийся уж было режиссер получил вожделенного «Оскара». То ли киноакадемики пожалели наконец измученного оскаровским невниманием почтенного режиссера, то ли фаворит нынешнего «Оскара» «Вавилон» не пришелся по сердцу своей нарочитостью и назидательностью. Кстати, с «Вавилоном» обошлись круто – дали всего-то одну из семи «намеченных» статуэток, да и то второстепенную, за музыку. Хотя, если по справедливости, за режиссуру могли бы приветить именно Алехандро Гонсалеса Иньяриту, режиссера «Вавилона». «Вавилон» – именно режиссерский фильм, чувствуется, как Иньяриту держит его не просто крепкой режиссерской рукой, но поистине бульдожьей хваткой. Больше ничем, пожалуй, этот фильм не выделился.
Вообще такое ощущение, будто бы «Оскар» сильно постарел. Так некоторые люди, состарившись, начинают следить за здоровьем и вести правильный образ жизни. Церемония выглядела как хорошо вызубренный и воплощенный на сцене сценарий, призы ушли туда и к тем, куда и к кому предрекали. Не вызывала сомнений победа Хелен Миррен (лучшая женская роль в фильме Стивена Фрирза «Королева»), никто почему-то не сомневался и в победе Форреста Уайтэйкера («Последний король Шотландии»), хотя окружен он был соперниками достаточно сильными – Леонардо Ди Каприо, Питер О’Тул, Уилл Смит, Райан Гослинг. Мало кто ожидал, что хоть что-то обломится «Борату» и «Апокалипсису», – и не обломилось. Здесь тоже ничего неожиданного – американские киноакадемики стараются держаться подальше от всего скандального, особенно в последнее время, после того как то Майкл Мур обхамит всех на церемонии, то сами участники церемонии фронду устроят, протестуя против войны в Ираке отказом прошествовать в зал через главный вход и просочившись через служебный. Разумеется, высмеявший всю Америку подчистую Саша Барон Коэн, засветившийся в номинации «Лучший оригинальный сценарий», и в счастливом сне не мог рассчитывать на расположение академиков. Равно как и нахулиганивший Мел Гибсон.
С самого начала весь расклад в этом году был такой, что скандал мог бы получиться только в двух случаях: дежурный – если бы Скорсезе не получил «Оскара», и громкий – если бы Саша Барон Коэн получил. Старый мудрый «Оскар» решил встретить старость тихо, без скандалов, аккуратно раздав присным подарки. Так что с интригой в этом году не заладилось. Ну разве что несколько неожиданным оказался выбор по части фильма на иностранном языке – в лауреаты выбился немецкий фильм «Жизнь других» о разочаровавшемся в своем деле сотруднике «Штази», хотя многие ставили на «Лабиринт Фавна». Впрочем, и интригой-то это назвать трудно...