0
860
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2007 00:00:00

Сразили наповал

Тэги: баренбойм, соколов, иванов, джигарханян, оркестр


Гастроли Венского филармонического оркестра в столице претендуют стать событием сезона. Не только по количеству важных персон (министр культуры Александр Соколов и новый вице-премьер Сергей Иванов) и представителей творческой элиты (Армен Джигарханян, Кирилл Серебренников) в зале, но по незабываемому впечатлению от искусства оркестровой игры и, как следствие, от музыки.

Венский филармонический – коллектив элитный: в Большой зал консерватории и обратно музыкантов везут на автобусе в отель, который располагается, по сути дела, через дорогу. Каждому исполнителю, заметим, предоставлен отдельный номер, всех вместе сопровождает охрана. Но эти, на первый взгляд абсурдные (особенно если учесть, что в Вене они преспокойно добираются до места работы на трамвае), завышенные требования прощаешь, как только слышишь первый звук в исполнении оркестра.

Уникальный организм Венского филармонического как нельзя более точно описал маэстро Баренбойм. Он сравнил коллектив с легкими, которые дирижер только расширяет и сжимает. «Музыканты оркестра дышат вместе и чувствуют вместе», – сказал Баренбойм, и при всей внешней избитости и даже банальности этой фразы это чистая правда. Заметим попутно, что оркестр работает только с приглашенными дирижерами, и пусть их круг не так широк, но ведь у каждого своя манера, свой подход, свои принципы. И это значит, что вся техническая, подготовительная часть – результат работы самого оркестра, с которым дирижер работает только над музыкой и, несомненно, должен получать от этого удовольствие. Похоже, что загадка Венского филармонического на самом деле кроется в традициях, которые передаются из поколения в поколение. В игре музыкантов нет ни одной «проходящей» ноты, к каждому звуку они относятся так, как будто в нем – суть целого. Каждый штрих, каждый нюанс имеют для оркестранта колоссальную ценность. Плюс обязательный опыт работы с оперным репертуаром (получить контракт можно при минимум трехгодичном опыте работы в театре), безупречная дисциплина (если репетиция начинается в десять утра, то в половине десятого у музыкантов уже настроены инструменты) и маленькие, на первый взгляд незначительные, секреты вроде запасных скрипок, прикрепленных к пульту концертмейстера. Но именно эти мелочи, вероятно, и делают венцев первыми в мире, и неоспоримость этого факта продемонстрировали московские гастроли оркестра.

Программа тура в общем представляет интересы маэстро Баренбойма, известного своим пристрастием к музыке поздних романтиков и игре на фортепиано. Четвертая симфония Шумана, известные фрагменты из Вагнера, Седьмая Брукнера (где медленная часть посвящена памяти автора «Кольца нибелунга») и последний фортепианный концерт Моцарта. Маэстро, наделенный, безусловно, феноменальной памятью (пример тому – владение семнадцатью языками), дирижирует все наизусть. Копродукцию Баренбойма и Венского филармонического отличает потрясающее чувство стиля. Пожалуй, впервые у многих присутствующих в зале была возможность поставить под сомнение известное мнение о слабой инструментовке Шумана. Страстный флорестановский порыв и изломанная эвзебиевская нежность здесь были овеяны романтическим звуком (известный фантом – о нем все знают, но редко кто имел счастье услышать вживую), звуком с тягучестью и необъяснимой тоской: похоже, что музыканты как раз раскрыли тайну шумановской оркестровки. Отрывки из Вагнера прозвучали как одно целое – увертюра к Тангейзеру, «Рассвет и путешествие Зигфрида» из «Гибели богов», Траурный марш из этой же оперы и – эффектно, без паузы – увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», написанная в том же тоне, но другом ладовом наклонении: трагический минор сменился жизнеутверждающим мажором. Для Баренбойма Вагнер – прежде всего революционер. Следование только своим, пусть, по мнению оппозиции, и безумным идеям – цель существования себя и музыки. Менее убедителен был Баренбойм-пианист; его Моцарт был слишком ровен и гладок, особенно для позднего периода. Кульминацией этих гастролей стала симфония Брукнера – потрясающе логично и музыкально выстроенное симфоническое полотно, где не было ни одной длинноты, так утомляющей в исполнении многих других коллективов. Что больше всего поражает в мастерстве Венского филармонического оркестра – это искусство переходов и микроскопическая градация настроений: такой палитры различных форте и пиано, а также мгновенной их смены автору этих строк, пожалуй, еще слышать не приходилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1795
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3777
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2829
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2307

Другие новости