Большой театр закончил пятидневные выступления в Вашингтоне, в программу которых входили спектакли «Дон Кихот» и «Золушка». На этот раз публика в Кеннеди-центре увидела только два названия балетов, но резонанс от выступлений был серьезный. По этому случаю знатоки вспоминали гастроли ГАБТа в Америке в 2000 году, после 10-летнего перерыва. Вашингтонская газета в те дни писала: «Большой снова приехал к нам, и публика на берегах Потомака в экстазе». Судя по реакции прессы на последние гастроли, в 2007 году на Потомаке случился второй экстаз. И не только театральный, но отчасти даже политический.
Нынешние выступления Большого, восемнадцатые по счету с 50-х годов, показали, что никакие перипетии взаимоотношений между Россией и США не способны повлиять на популярность нашего балета. Мало того, признаки конфронтации даже усиливают интерес, хотя иной раз – в несколько неожиданных ракурсах. По части балета самые горячие американские патриоты готовы смягчить свои взгляды, а критики наперебой упражняются в доброжелательном остроумии. Так, к примеру, было в разгар холодной войны, когда после полета Гагарина в космос западные журналисты называли «космическим Юрием» танцовщика из Ленинграда Юрия Соловьева, обладавшего высоким прыжком. Теперь, по сообщениям прессы с приема в посольстве России, устроенного в честь наших балетных звезд, «вашингтонские политики с удовольствием шутили, что постановки Большого по-прежнему сражают наповал посильнее русских ракет, и противоракетная оборона тут бессильна». На этот раз отличилась критик Сара Кауфман – балетному обозревателю газеты «Вашингтон пост» захотелось использовать политическую конъюнктуру момента. Кауфман выставила себя, мягко говоря, в смешном виде, предположив, что показ «Золушки» в Вашингтоне имеет «геополитический контекст». В своей статье критик подробно разбирает концепцию балета – она строится на том, что Прокофьев сочинял музыку, не столько опираясь на сказку Перро, сколько горюя о своей жене, посаженной Сталиным в лагерь. На этом основании (сильно преувеличенном) Кауфман приписала балету Большого театра неуместную фронду. Предположить, что Большой театр не случайно поставил именно такую «Золушку», потому что хотел аллегорически намекнуть на жесткость политики Владимира Путина, – значит иметь чересчур богатое воображение.
Если вернуться от политики к балету, то первые результаты гастролей можно назвать успешными, хотя пока не все печатные органы Вашингтона успели откликнуться на «Дон Кихота». Худрук балета ГАБТа Алексей Ратманский неоднократно повторял, что выступления театра в США и Великобритании особенно важны: прессу на английском языке читают везде. Что касается публики, то она в Америке вполне доброжелательна. Газета «Вашингтон таймс» опубликовала мнение Ратманского, утверждающего, что американцы очень непосредственны и «легки на подъем» в выражении зрительских чувств. А российских зрителей расшевелить на аплодисменты труднее.
Три показа «Золушки» дали возможность представить разные поколения танцовщиков (и по ходу гастролей прозвучали забавные мнения, что Золушка из спектакля Большого театра похожа на современных американок – так же решительна и деловита). Реакция критики на танец наших артистов ясна из заглавия одной из рецензий – «Звездная «Золушка». Балерина Светлана Захарова (Золушка) названа «восхитительно пылкой», а ее партнер Сергей Филин (Принц) – «виртуозным и одновременно не боящимся юмора». Хореография Юрия Посохова вызвала меньше энтузиазма: ее описывают как «стандартные движения балетного класса», правда, музыкально скомпонованные.
Второй балет – «Дон Кихот» – поставил в центр событий балетную молодежь. Исполнительница партии Китри Наталья Осипова – молодая балерина ГАБТа, названная критиками после гастролей театра в Лондоне «второй Плисецкой». В Вашингтоне тоже отметили фантастический темперамент Осиповой и ее азарт на сцене. Партнер балерины Иван Васильев – тоже новое для Запада имя, которому явно суждена популярность: перед началом гастролей американские балетоманы в интернете предвкушали выступления 18-летнего артиста, которого за виртуозность сравнивают с самим Барышниковым.
Несмотря на то что в Большом только что состоялась премьера вечера американской хореографии, ГАБТ последовал пословице и не поехал в Тулу со своим самоваром. Начав гастроли с новой «Золушки», Большой театр, имеющий репутацию заповедника классики, решился обнародовать в США эксклюзивный балет, не проверенный веками. Большой позиционирует себя как труппу, не желающую жить только заслугами предков и без конца эксплуатировать старый капитал. О невозможности для современного театра быть только музеем говорил и худрук балета ГАБТа в интервью американской прессе.