0
847
Газета Культура Интернет-версия

22.02.2007 00:00:00

Римский-Корсаков спас сам себя

Роман Берченко

Об авторе: Роман Эдуардович Берченко - музыкальный критик, сотрудник НИИ искусствознания.

Тэги: федосеев, минин, бородина, поповски, царская невеста


Владимир Федосеев за пультом Большого симфонического оркестра, Государственный камерный хор Владимира Минина, режиссер Иван Поповски, звездный состав солистов во главе с примой Мариинки Ольгой Бородиной – все это создавало нешуточный ажиотаж вокруг исполнения в Концертном зале имени Чайковского оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», организованного Московской филармонией и приуроченного к ее 85-летию. Этот ажиотаж вылился в нервные поиски лишнего билетика, штурм касс и окошка администратора.

Интерес зрителей подогревался еще и тем, что дирижер и режиссер недавно независимо друг от друга представили собственные интерпретации «Царской невесты»: Владимир Федосеев в «Opernhaus» Цюриха (2005, в спектакле принимал участие замечательный болгарский баритон Владимир Стоянов, певший Грязного и в Зале имени Чайковского), а Иван Поповски – в Центре оперного пения Галины Вишневской (2003). Оставалось ждать – сойдутся ли трактовки, заговорят ли мастера на одном языке?

Жанр представления был обозначен несколько расплывчато: «сценическая версия» (впрочем, подобное определение Московская филармония использовала уже не раз – вспомним хотя бы недавнее исполнение оперы Денисова «Четыре девушки»). То есть почти спектакль, но не совсем. Здесь-то и возникли недоумения.

В тот момент, когда в зале гаснет свет, на сцене появляются декорации (или их элементы) и артисты в костюмах, зритель забывает о тонкостях жанровых определений. Он хочет видеть спектакль. Однако это осталось в данном случае недостижимой мечтой. И дело даже не в нагромождении оперных штампов, набивших оскомину статичных мизансценах лицом к дирижеру, бесцельном брожении по сцене хора и солистов, ходульных танцах, красной световой заливке сцены в момент гибели Любаши... У предложенного публике зрелища не было единой концепции, которая увязала бы все его компоненты. Отсюда невнятица костюмов и декораций, различная мера условности в игре солистов и многое другое – вплоть до многозначительной, но малопонятной символики появления на сцене в узловых моментах действия немых фигур в черных монашеских схимах, которые, видимо, были призваны зловещим обликом и пластикой обозначить силы тьмы. Однако это никак не вяжется с монашеским служением. Хотел ли режиссер напомнить о религиозном фанатизме Ивана Грозного и опричников, совершавших после кровавых зверств многочасовые молебны? Или он имел в виду нечто другое? Неизвестно. Вообще в этой версии из оперы улетучилась русская история, будучи низведенной до внешнего антуража любовной коллизии в духе бразильских сериалов.

Объясняя нестыковки, дирижер и певцы говорили в интервью, что представление готовилось в спешке, за три дня, что первоначально планировалась концертная версия, но режиссер пошел дальше, и многое не получилось┘ Это звучит странно: ведь исполнение оперы анонсировалось за два месяца, и этого времени должно было хватить по крайней мере на то, чтобы договориться о «правилах игры».

Впрочем, довольно о грустном. Исполнение «Царской невесты» спасли три человека: композитор Римский-Корсаков, чья насыщенная энергией и драматизмом музыка вовлекла зал в водоворот трагических событий, несмотря на все огрехи и несуразицы постановки; дирижер Владимир Федосеев (вместе с замечательным оркестром), извлекший из партитуры, кажется, весь ее драматургический потенциал и передавший его публике; наконец, Ольга Бородина. В ее сценах происходило чудо – зал замирал, завороженный силой и красотой голоса певицы, ее игрой, внешне неброской, но полной смысла и внутреннего огня. Все понимающая московская публика при выходе Бородиной на поклоны разразилась такой оглушительной овацией, какой хватило бы на пару филармонических сезонов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1791
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1123
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
821
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1107

Другие новости