0
1121
Газета Культура Интернет-версия

19.02.2007 00:00:00

Роден в процессе

Тэги: роден, цюрих, скульптура


На прошлой неделе в Цюрихе открылась выставка Огюста Родена, подготовленная силами трех культурных институций – Цюрихского музея изобразительных искусств, парижского Музея Родена и лондонской Королевской Академии искусств. Готовили ее несколько лет, и результатом стала представительнейшая экспозиция из 160 экспонатов. Лучшее из того, что создал Роден, все его знаменитые скульптуры в мраморе, гипсе и бронзе, а также рисунки и фотографии сначала были показаны в Лондоне, а теперь перебрались поближе к подножию швейцарских Альп.

Глянцево поблескивающие темные фигуры мужчин и женщин в беззвучном крике выгибаются под тихим мирным дождиком, поливающим маленькую площадь в центре тихого и респектабельного Цюриха – города с самым высоким в мире уровнем жизни и самыми большими в Европе башенными часами. Знаменитые бронзовые «Врата ада» Огюста Родена слишком велики и тяжелы для того, чтобы можно было затащить их в музейный зал, – так говорят кураторы. Оно, наверное, и к лучшему. Тяжелые бронзовые двери, изукрашенные барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте, установили на небольшой пьедестальчик прямо рядом с центральным входом в музей, отчего они и впрямь выглядят вратами в другую реальность.

При первом взгляде на выставку, занявшую просторный светлый зал на втором этаже, создается впечатление, будто ты пришел в мастерскую скульптора. Экспонаты организованы по хронологическому принципу – от ранних работ к поздним, перегородок – минимум, а основной концепцией тут служит обнажение приема.

Хрестоматийные шедевры (те же «Врата» или «Граждане Кале») показаны в развитии: эскизы, отдельные фигуры, разные варианты компоновки. «Поцелуев» тоже несколько – и тут надо смотреть внимательней: если мраморная и бронзовая пары уже успели слиться в лобзании, то в первоначальном гипсовом варианте губы юноши и девушки так и не успели соприкоснуться.

Или вот гипсовый Гюго на грубом деревянном поддоне (том самом, на который начал крепить куски влажного гипса Роден в своей мастерской). Роден изначально сделал композицию трехчастной – то есть мощный обнаженный Гюго не сам по себе сидел, пригорюнившись, на скале, а в окружении двух муз. Критики посоветовали Родену оставить Гюго в одиночестве, но здесь, в Цюрихе, его музы вернулись на свои места, придав скульптуре совершенно иной смысл. Одна из них полусонно прикрыла глаза и не обращает на писателя ни малейшего внимания – уходит, уходит из старика витальная сила; вторая же, присев на корточки, как химера на готическом соборе, хищно тянет к нему руку со скрюченными пальцами, словно желает забрать у него остатки дара.

Обилие гипсовых моделей доставило кураторам немало головной боли – перевозить их крайне сложно, и, как ни старайся, все равно мелкие кусочки отлетают по дороге, да и хрупки они до чрезвычайности, зато позволяют разглядеть, как шла у Родена работа. Он не любил тратить время на то, чтобы вылепливать драпировки и складки одежды, предпочитая формировать их из обычного толстого шерстяного сукна, пропитанного гипсовым раствором – и впрямь, на сколах виднеется порыжелый ворс. Этому певцу обнаженной натуры вообще не нравилось одевать своих натурщиков – но, задумав изобразить Бальзака в ночной сорочке, Роден не поленился съездить в Турин, найти портного, который обшивал Бальзака, и заказать у него точную копию ночной сорочки писателя.

Обнажение приема – и в том, чтобы показать, насколько трепетно Роден относился ко всему, что он делает. Его мастерская вечно была забита разрозненными руками, ногами, головами и торсами из терракоты и разных видов гипса – их он не выбрасывал, а приберегал на всякий случай. Мелкие мог раздаривать друзьям, крупные шли в дело. Говорят, именно этим объясняется то, что у музы в памятнике Уистлеру (примечательного еще и тем, что собственно фигуры Уистлера в памятнике нет) нога явно крупновата.

Цюрих–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1024
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1268
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1158
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1146

Другие новости