В Московском центре искусств детские пальцы неуверенно перебирают струны музыкальных инструментов и робко смотрят в объектив камеры немецкой художницы Сюзанны Винтерлинг. В центре современного искусства М'АРС не дети, но и не взрослые – начинающие художники демонстрируют свои работы в молодежном проекте «Марсово поле. Адаптация».
Когда дети появляются в художественных проектах, то возникает опасность их эксплуатации, как в детских страшных байках про подземелья, кандалы и труд. Они доверяют, а их заманивают на костер амбиций взрослых. На выставке «┘говорят, что будущее бесценно» художницы из Германии Сюзанн Винтерлинг костра нет и опасности тоже. Максимально отстранившись от любых спецэффектов, она просто смотрит через объектив фотокамеры, а мы видим детей из музыкальной школы на занятиях, в их привычной обстановке.
На самом деле цели Винтерлинг остаются до конца неясными, это не дети фотографа Лоретты Люкс, красота которых доведена до предела эстетики глянца, и они уже превращены в неземных существ. Наоборот, здесь все вроде настоящее, но медиапространство давно уже использует состояние «реалити-шоу» для формирования новой виртуальной реальности. Та реальность, которая соткана из этих работ, все же тревожна, как будто мы уже заранее грустим без повода. Вдруг нахлынула ностальгия от столкновения с чем-то знакомым, но потерянным в прошлом. Усугубляют тревогу несколько фотографий, выбивающихся из детской тематики: коллажи, на которых лицо девушки спрятано за бесконечно распадающимися изображениями.
Вот в галерее М'АРС проект для начинающих художников. Собранные все на одной площадке, они поют на разные голоса примерно одно и то же – мы пришли, любите нас, смотрите и слушайте нас. Слушать можно Леху Гариковича с его аудиокартинами. К холстам прикреплены розовые гипсовые уши, за ними тянутся провода к наушникам. Надеваешь наушники – и художник рассказывает, как он рисует картину, что появляется сначала и так далее. «Возвращение в Москву» (Борис Валялов, Алиса Петрова, Юлия Феофанова) – единственное произведение, где есть реакция на политическую ситуацию: на фоне храма Христа Спасителя фотографируются два кавказца и простая анимация на эту же тему. Заброшенный в самый дальний угол галереи, он, конечно, даже тень не бросит на жизнерадостно-ироничное настроение выставки. Владимир Логутов, самый, пожалуй, опытный из участников, собрал комнату из предметов от известных художников – пол от Джексона Поллока, стул от Джозефа Кошута, коробки порошка от Энди Уорхола и так далее. Напоминание о мире вещизма не проходит зря для Катерины Шерваз и Андрея Шенталя. Их проект «Полный фэшн» – противовес Логутову – порождение этого фэшна, игра с куклами – деревянные скульптуры с детской площадки «одеты» в модную одежду и к ним приклеены ярлыки с комментариями. Из этой же серии группа «Спам» с их попыткой заполнения выставочного пространства уличными рекламными объявлениями и баннерами. С другой стороны есть дистанцированные от материального мира работы, как у Ильи Гапонова спрятанное за деревянным забором слово «Одиночество» или летающие в небе строительные краны Натальи Зинцовой в «Современном состоянии неба».