Блистательный дуэт Джуди Денч и Кейт Блэншетт в фильме «Заметки о скандале».
Фото Reuters
Берлинский фестиваль движется к концу, а ясности все нет. В том смысле ясности, чтобы можно было на вопрос «Ну что тебе понравилось больше всего?» с ясным взором ответить: «То-то и то-то, а вот это совсем не понравилось». Некоторым даже приходят в голову мысли, что, мол, руководство фестиваля специально отбирает невнятицу, чтобы заставить журналистов, которые в последнее время только и делают, что его, руководство, критикуют, побольше побегать да посмотреть – вдруг что-то да зацепит. Действительно приходится смотреть много, чтобы что-то от души хотя бы поругать. Беда в том, что ни ругать, ни хвалить от души особо нечего. По крайней мере в конкурсной программе, призванной быть стержнем и главной «завлекалочкой» фестиваля.
Идет поток необязательных фильмов, которые, покажи их по телевизору в пристойное время, могли бы скрасить чей-нибудь одинокий вечер и через пять минут улететь из памяти навсегда. «Ты откуда идешь?» – спрашиваешь встретившегося на улице коллегу. «Фильм смотрел». – «Какой?» – «Не помню уже». Но, возможно, что-то нам приберегли на самый конец.
На фоне приличной, но пресной необязаловки всеобщий ажиотаж вызвал фильм корейца Парк Чан-Вука с занимательным названием «Я киборг, но это ничего». Действительно, ничего. «Из-под пера» режиссера, снявшего брутального «Олдбоя», вышел красочный мело-комедийный абсурдистский мюзикл из жизни психиатрической лечебницы. Главная героиня – девушка, вообразившая себя киборгом, поэтому вместо человеческой еды пытающаяся все время присосаться к батарейкам. Никто ее не хочет понять, кроме соседа по клинике – юноши, зашившего себе задний проход и от любви к «киборгу» создавшего агрегат, способный еду трансформировать в энергию. И девушка начинает потихоньку есть. Ярко, музыкально, театрально. Мысль, заиндевевшая от времени: нормальные люди – только за оградой психушки, а весь мир сошел с ума.
Насчет жизни за оградой психушки как-нибудь в другой раз, тут проверять и проверять, а вот то, что мир сошел с ума, понимаешь лучше всего именно здесь, в Берлине. Если и правда считать искусство в той или иной степени отражением жизни, то демографическая пропасть на Земле вот-вот разверзнется настолько, что поглотит остатки человечества. Поскольку любовь нынче в мире пошла только однополая, а от однополой любви дети не рождаются. Ну разве что из пробирки. Берлинале всегда, особенно в последние годы, славился своей приверженностью двум темам: первая – однополая любовь, вторая – политика. Сейчас он, кажется, настолько увлекся первой, что даже политика оказалась погребенной под грудой мужских обнаженных тел. Трудно напасть на фильм, где бы гомосексуальные проблемы не выходили на первый план. Даже классик мирового кинематографа, один из приверженцев «новой волны» Андре Тешине, привез на конкурс картину – «Свидетели», где сюжет крутится вокруг сложных отношений мужского населения фильма. Правда, Тешине хотел поговорить о другом – действие картины происходит в середине 70-х, когда мир узнал и СПИДе и в Европе появились первые жертвы. Один из героев-геев умирает от СПИДа, перепугав все свое окружение, однако, похоронив его, коллеги по ориентации возвращаются к былым утехам. Словом, и гром грянул, и мужик не перекрестился.
Единственный пока фильм, который прервал размышления о скором вымирании человечества, – внеконкурсный «Заметки о скандале» Ричарда Эйра с блистательным дуэтом Джуди Денч – Кейт Блэншетт. Денч, кстати, за роль в этой картине номинирована на «Оскара». История фатального одиночества, приводящего к жестокости и желанию мстить миру за свою несостоявшуюся женскую судьбу, сыграна актрисой тонко и мощно, характер – поистине шекспировского масштаба.
Как всегда, во время фестиваля вокруг Берлинале Паласт находят себе пристанище разного рода городские, ну скажем так, немного странные люди. Вчера, например, человек вывел прямо к парадному входу фестивального дворца свору собак – усталых, скромных. Связанные веревкой, они разлеглись вдоль тротуара на несколько десятков метров и покорно мокли под дождем, пока хозяин собирал деньги на их содержание, а в двадцати метрах от них Кейт Блэншетт и Джуди Денч мужественно позировали мокрыми перед фотокамерами по дороге на премьеру «Заметок о скандале».
Берлин