Большой театр, следуя распространенной европейской практике, вводит пост главного приглашенного дирижера. Слухи о кандидатуре муссировались еще с середины января, после первого за много лет совместного выступления музыкантов театра с Юрием Темиркановым. На пресс-конференции, которая состоялась 6 февраля, было объявлено о том, что маэстро на самом деле займет этот пост. Официальные лица не скрывают радости по поводу будущего сотрудничества, которое реально начнется совсем не скоро – первый концерт состоится аж следующей зимой. Генеральный директор театра Анатолий Иксанов с радостью отметил, что судьба все-таки свела его вместе с Темиркановым (в 2000 году первому была предложена должность в Санкт-Петербургской филармонии, но тот от нее отказался в пользу Большого). Михаил Швыдкой с уверенностью сказал, что талант и мощь маэстро придадут новые грани театру, сделают развитие более неожиданным. Художественный руководитель и главный дирижер театра Александр Ведерников был, пожалуй, наиболее сдержанным в своих эмоциях и выразил надежду на то, что результат сотрудничества с Юрием Темиркановым получится хорошим и интересным. Сам же маэстро, который, по его словам, специально приехал в Москву ради встречи с журналистами, поведал, что хоть в оперу возвращаться и не собирался, но не может не поучаствовать в жизни первого (это слово маэстро подчеркнул. – «НГ») театра России, и он испытывает радость и честь работать здесь. Ради этого сотрудничества он даже отказался продлевать свой контракт в Америке и, более того, считает, что надо больше работать в России.
Из более или менее формальных причин приглашения Темирканова на пост главного приглашенного дирижера называется увеличение объема работы в связи с вводом в эксплуатацию основного здания, что произойдет, по словам Швыдкова, через четырнадцать-пятнадцать месяцев. Хочется при этом верить, что на самом деле, причины, конечно же, совсем иного рода. Очевидно, что за несколько последних лет Большой, как говорится, поднялся с колен нищеты и застоя. Финансовое положение заметно поправилось, репертуарная политика и уровень сценической реализации вполне конкурентоспособны. Дело за собственно музыкальной стороной. Не секрет, что после «смутных времен», когда как худруки, так и главные дирижеры менялись один за другим, назначение Александра Ведерникова восстановило необходимый покой и равновесие. Не секрет, что дирижер совершил колоссальный профессиональный скачок, он довел музыкальный уровень театра до весьма достойного уровня и способен удерживать его. Но ни для кого не секрет, что уровень этот остается серединным, и, извините за пошлое сравнение, некогда (да, в общем, и сейчас) сногсшибательной силы Мариинки не достичь ему никогда. Поэтому желание Большого театра сотрудничать с беспрекословно выдающимися музыкантами (уже планируются проекты с участием Михаила Плетнева и Мариса Янсонса), будем надеяться, приблизит его к уровню ведущего театра мира, и вечный спор с Мариинкой будет выигран.