София Губайдулина приняла участие в исполнении своей пьесы «У края пропасти».
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Творческий вечер Софии Губайдулиной прошел в Большом зале консерватории по случаю вручения композитору премии «Триумф». Эту миниатюрную хрупкую женщину с потрясающей силой воли слушатели приветствовали нескончаемыми овациями. Не только потому, что она единственная женщина-композитор в истории независимой премии, а скорее потому, что эта женщина добилась того, что удается не каждому мужчине: она всегда оставалась свободной. Без оглядки на нищету, непризнание и гонения творила и воплощала в партитурных листах свои художественные ценности. Внезапно открытая в середине восьмидесятых, ее музыка и сегодня исполняется лучшими музыкантами планеты.
Концерт открылся Чаконой для фортепиано, написанной композитором еще в годы ее обучения в аспирантуре. Пианистке Софье Гуляк (обладатель Гран-при Конкурса им. Софии Губайдулиной) удалось избежать излишней крикливости звука, чем грешат многие исполнители этого сочинения, несущего немалую долю патетики и даже трагизма. Вообще весь концерт – это прогулка по лабиринтам звука, погружение в звуковую экспрессию мира Губайдулиной. Необычные исполнительские приемы на виолончели рисуют образ вращающегося солнечного диска, разбрасывающего стрелы-вспышки и в конце концов пляшущего тарантеллу в пьесе «Мираж: танцующее солнце» для восьми виолончелей, исполненной ансамблем виолончелистов Академии музыки им. Гнесиных. К слову, руководитель ансамбля Владимир Тонха – музыкант, для которого было написано не одно сочинение Губайдулиной: композитор пишет сочинение в расчете на исполнительские и личностные особенности музыканта и, прежде чем начать сочинять, знакомится с особенностями будущего исполнителя ее опуса. Точно так же и специально для баяниста Фридриха Липса были написаны многие сочинения. В том числе и прозвучавший в Большом зале «De profundis». Баян Губайдулиной и Липса уже далек от традиции народного инструмента, он ревет, стонет, плачет и┘ дышит – и в этот момент зал замирает.
Но самое фантастическое впечатление производит звучание инструмента под названием аквафон. В исполнении пьесы «У края пропасти» для ансамбля виолончелей и двух аквафонов принимала участие сама автор. Мелодии Dies irae противостоит здесь потрясающее, завораживающее, сказочное звучание аквафонов, словно мы на самом деле услышали волшебные звуки эоловой арфы или пение сирен.
Завершился концерт сочинением, которое уже вошло в анналы истории музыки: «Семь слов Христа» для струнного оркестра, виолончели и баяна. В 1982 году оно было названо «Партита», но подразумевало, конечно, один из самых трагичных моментов Нового завета – смерть Христа. Все движение направлено здесь к последней части, подразумевающей «претерпевший же до конца, спасется», символизируя глубокую духовную константу творчества композитора Софии Губайдулиной.