Один из создателей и руководителей театра «Тень» Илья Эпельбаум как-то сказал: «Легче всего делать то, чего до тебя никогда не было. Нет никаких рамок и ограничений». Его ученики Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, о которых заговорили после спектакля «Сказка, которая не была написана» в театре «Практика», разделяют увлечение мастера экспериментом. Их новый спектакль «История Алоиса» в Театре Образцова не вписывается ни в какие рамки.
Прежде всего спектакль играется за кулисами основной сцены Театра Образцова. Действие происходит сразу со всех четырех сторон: зритель волен сам выбирать, куда смотреть. На одном экране – история льва Алоиса, на другом – барашка (художник Вадим Оборвалов). Тени – и рисованные, и человеческие, и карикатурные, и романтические. Впрочем, действие не ограничивается экранами – спектакль теневой и одновременно актерский. Лев Алоис (в исполнении Кирилла Сухановского) время от времени сходит с экрана к зрителям и поет красивые и трогательные баллады. Сходят с экрана и другие персонажи, и зрители наблюдают эту историю то издали, как в бинокль, то вблизи. И все это в сопровождении живой оригинальной музыки (композиторы – Дмитрий Игнатов и Алина Новикова) в исполнении необычного квартета – скрипка, флейта, аккордеон и бузука, которые, как шагаловские персонажи, временами взлетают над залом.
Пьеса по рассказу мрачного романтика Густава Майринка, приправленная стихами Роберта Бернса, на образцовской сцене превратилась в музыкальную комедию.
Спектакль многослоен, как пирог. Для детей – отлично рассказанная, красивая сказка со сложной моралью. Для родителей – пародия на социальный памфлет о противостоянии личности и общества.
Львенок Алоис случайно оказался в стаде баранов. Они его вырастили и воспитали. А барашек случайно оказался в стаде львов. Что странного? Подобная история может приключиться с каждым. Конечно, львенку и барашку временами приходило в головы, что они не такие, как другие в стаде. Льву приходилось усмирять свой зверский аппетит, стричь когти и гриву. Приходилось ему и противостоять стаду, которое объединялось то за него, то против. Но в конце концов он как-то приспосабливается, находит себе невесту – чудесную овечку Схоластику, собирается поступить в кадетский корпус и сделать карьеру, чтобы стать настоящим бараном. Барашку тоже было несладко. И вот когда все сложилось в их жизни, они случайно узнают, кем являются на самом деле. И в смятении лев размышляет, должен ли он покинуть родное стадо, начать все сначала, стать тем, кем задумала его природа. Или «подавить в себе звериную природу», остаться в стаде, потому что он в ответе за нежную овечку Схоластику и приемную маму. Авторы спектакля с иронией преподают некий урок толерантности и с равным уважением относятся как к сделанному выбору, так и к отклоненной альтернативе.