Три дня под крышей Театра эстрады раздавался хохот публики. Выступал балет «Трокадеро де Монте-Карло» (сокращенно – «Трокс»).
Есть несколько причин, заставляющих отнестись к гастролям со вниманием. Труппа, имеющая в афише танцы для классических балерин, состоит исключительно из мужчин. Они специализируются на балетных пародиях и делают это уморительно. Сценические эффекты построены на контрасте откровенно маскулинного (несмотря на тщательный грим) облика и умело выстроенного женского танца. Достаточно вспомнить каскад пируэтов с переходом на двойные фуэте, которые не раз демонстрируют мальчики, вставшие на пуанты. Эффект усиливается за счет фирменного приемчика: время от времени та или иная «балерина» вдруг выпадает из женского облика. К томным выражениям лиц, неземному порханию и мягким движениям рук прибавляется мужицкая походка, кулак с поднятым вверх большим пальцем и волосатая грудь «колесом».
Лет тридцать назад небольшой коллектив хорошо обученных танцовщиков нащупал коммерчески удачный проект. С тех пор они колесят по свету: желающих посмеяться над штампами популярных балетов достаточно. Но «Троксы» успешны и потому, что не каждая труппа в принципе на такое способна. Как правило, крупные театры, особенно в России, относятся к себе чрезвычайно серьезно. Чем старше тот или иной театр, тем больше в нем торжественности и серьезности, разговоров про «храм искусства», «незыблемость традиций» и т.д.
Взять хотя бы манеру поведения многих артистов в балетном спектакле. Как отчаянно хлопочут лицом, хлопают глазами, простирают руки вдаль или прижимают к сердцу! Еще немного усилий – и получится пародия «Троксов». В их «Па-де-катре» гигантские ресницы «балерины» аж ветер в зале создают. А мельтешения рук и обилие пантомимы доводят ситуацию до абсурда: чтобы до туповатого принца в «Лебедином озере» дошло, кто перед ним, Одетте приходится хлопать «крыльями» до опупения, и каждый раз царственный охламон повторяет ее движения, как бы переспрашивая: «Нет, кроме шуток, ты действительно птичка?»
Или возьмем неумение (а может, дурную привычку) многих прим обращаться со сценическим гримом. Помню, заведующий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин в интервью «НГ» сетовал, что никак не получается отговорить наших балерин краситься перед спектаклем под индейца, выходящего на тропу войны. Хотя после десятого ряда партера грим все равно не виден, в первых рядах зрелище чересчур сильное. «Троксы» показали, что случается при взгляде на перемазанные косметикой личики. Гомерический хохот зрителей, вот что. Здесь пародируют даже своеобразие отношений в балетных компаниях, где, как известно, многие друг другу заклятые друзья. Вот поклоны после номера, умильные улыбочки дуэта солистов – при ярком свете. И вот драка из-за подаренного букета в темноте, с пинками, со зловещим оскалом, только что до укусов не доходит. Нельзя сказать, чтобы картинка совсем не соответствовала действительности...
В общем, мальчики из «Трокадеро» – своеобразные санитары балетного леса. Они чистят заросший подлесок, чтобы лес хорошо рос. А первоисточник «Троксы» любят и в обиду никому не дадут. Поэтому в их «Умирающем лебеде» важен не только юмористический вид лысеющей птицы, на глазах у публики теряющей оперение, но и парадоксально возникающая аура предсмертной печали. А в их «Раймонде» при всем остроумии псевдовенгерских плясок ощутима атмосфера величественности, присущая этому шедевру позднего Петипа.
«Троксы» не только умеют зарабатывать деньги на смехе. Они исподволь воспитывают аудиторию, объясняя ей: балет сам по себе настолько велик, что интересен и в пародии. Балету не надо бояться шуток в свой адрес. Если кого-то пародируют, значит, объект пародии по-прежнему интересен.