Английский ареопаг балетных критиков из 11 человек (Critics’ Circle) объявил о награде Большому театру и худруку балета Алексею Ратманскому. По итогам прошлого сезона ГАБТ назван лучшей иностранной труппой, а Ратманский – лучшим хореографом в номинации «классика».
Об этом стоит поговорить подробнее. Общественное мнение зрителей балета на Западе в очень большой степени зависит от мнения критики. Известны случаи, когда публика сдавала купленные билеты в кассу, прочитав ту или иную негативную рецензию. Именно поэтому произошла знаменитая история с обозревателем газеты «Нью-Йорк таймс» Анной Кисельгоф: она пришла на спектакль Рудольфа Нуреева после того, как резко отозвалась о его танцах (в поздний период карьеры танцовщика, когда его физический упадок был очевиден). Разъяренный Нуреев поклялся, что ноги критика на его балете не будет и спектакль не начнется, пока Кисельгоф в зрительном зале. Перед началом танцовщик лично бегал по театру, изрыгая проклятья. Он искал непокорного журналиста, чтобы выгнать...
Но если критика хвалит, да не просто по ходу премьеры или гастролей, а задним числом, присуждая премию сезона, – это в Европе и Америке дорогого стоит. Тем более что приз британских обозревателей – поистине орлиный взор, брошенный на искусство движения в целом. Он не ограничивается одним лишь классическим балетом, но охватывает все направления танца и лучшие произведения коллег по перу. За семь лет существования премии наши соотечественники ни разу ее не получали, хотя номинировались, прямо скажем, не худшие в мире артисты – Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина и Ирина Колесникова.
Одновременно с Большим театром награды получили английский историк балета Айвор Гест (на его монографиях о европейском балете XIX века выросло не одно поколение исследователей и балетоманов), Мийяко Йошида и Карлос Акоста – «звезды» Королевского балета Великобритании. Приз за постановки достался известным в мире хореографам Уэйну Мак-Грегору и американке Твайле Тарп, балет которой готовится к премьере в ГАБТе. Лучшую современную хореографию, по мнению прессы, показала труппа Phoenix Dance Theatre, а балет «Трокадеро де Монте-Карло», собирающийся на гастроли в Москву, награжден за «выдающийся классический репертуар». Пожалуй, это единственная награда, вызвавшая споры. Не всем понравилась формулировка премии: ведь «Трокадеро» – это хоть и виртуозный, но все же мужской балет, зарабатывающий на жизнь пародиями на классику. Но награждение ГАБТа и Ратманского вызовет досаду разве только у завистников и у тех, кто ругает Большой театр за «осквернение национальных святынь», если видит на сцене что-то новое и непривычное.
В большинстве номинаций на британскую премию соперничали три кандидата. Конкурентами Ратманского в этом году были бывший солист Ковент-Гардена Алистер Марриот, отмеченный за балет «Being and Having Been», и бывший характерный танцовщик Уилл Такетт, попавший в кандидаты за балет «Кентервильское привидение» по новелле Оскара Уайльда. Но «Светлый ручей» Ратманского, вызвавший триумф на летних гастролях ГАБТа в Лондоне, обошел соперников. Критики, во-первых, оценили успешные усилия хореографа по приданию «второго дыхания» якобы устаревшему и нежизнеспособному (по мнению многих «продвинутых» художников) классическому танцу. Во-вторых, они порадовались самому факту воскрешения из исторического небытия балета Шостаковича, музыка которого с момента запрета спектакля 1935 года исполнялась лишь в балетной сюите, созданной композитором.
Что касается победы самого театра в номинации «лучшая иностранная танцевальная компания, выступавшая в Великобритании», то критики не забыли собственных восторгов в рецензиях об исполнении «Лебединого озера» и «Дон Кихота». Поэтому Большой сумел опередить и Национальный балет Кубы, и популярную на Островах труппу Tango Por Dos.