0
1240
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2007 00:00:00

Взгляд из машины

Юлия Черникова

Об авторе: Юлия Черникова - арт-критик, обозреватель портала "Партер.ру".

Тэги: видеоарт, россия


В Ермолаевском переулке открылась выставка с названием, ожидаемым скорее на обложке увесистого учебника: «История Российского Видеоарта – Том 1». Проект действительно в первую очередь задуман как научный: вполне справедливо предполагается, что видеоарт, появившийся в России около 20 лет назад, нуждается в документизации, систематизации и презентации. Именно как документы, наверное, стоит воспринимать многие выставочные объекты.

Российский видеоарт 90-х ни к титаническим, ни к философским вершинам не стремится. Но быть коллегой Канта в эпоху географического и идеологического распада никто и не подписывался. Тогда были дела поважнее. Одно из них – проверить камеру в работе и поверить ей. Красная ковровая дорожка, заботливо расстеленная организаторами, подводит к первому и этапному выставочному объекту: Андрей Монастырский в 1985 году заснял свой перформанс «Разговор с лампой». Это начало видеоарта в России: долгий монолог перед камерой. В его монотонность невозможно вслушиваться, от его размеренности невозможно оторваться.

Точно так же (невозможно смотреть и невозможно отвернуться) можно охарактеризовать работы других исторических фигур – «Медленное видео» Бориса Юхананова, известного своими теоретическими поисками в области театра и кино, и документированные, то есть записанные на видео, акции группы «Коллективные действия». Методика документации подробно изложена в сопроводительном тексте (эти тексты, развешенные на стенах, кстати говоря, чрезвычайно подробны и полезны пытливому посетителю, без них вряд ли история в качестве истории могла бы состояться). А пыль на обложках видеокассет, представленных тут же, перед экраном, подтверждает справедливость их новообретенного музейного статуса.

Впрочем, трудно сказать, что размеренность и монотонность характерны для всего российского видеоарта. Для него то ли из-за концентрированного по времени развития, то ли из-за устойчивого чувства безнадежности (долгое время выставочных площадок для него не было вовсе), то ли из-за упоения неожиданной свободой вообще много чего характерно. Институт Prometheus в Казани соединял видеоарт с инсталляциями: в настоящей коляске настоящим плачем разрывается телевизионный ребенок, в настоящем платье поет голова телевизионной певицы, рядом с настоящими рыбками в аквариуме плавают фальшивые тени. «Пиратское телевидение» в Ленинграде, в веселом угаре не озабоченное даже сохранением записей собственных передач, соединяло капустник со злостными телевизионными пародиями. На выставке дискотечные декорации соседствуют с декорациями «нашего двора», а извлечение анальной свечи, распределенное на несколько экранов, – с религиозными аллюзиями в работе Тотарта, где молоток никак не может вбить гвоздь.

Тем временем выставка Марины Черниковой «Urban Surfing» обращается к визуальному опыту горожанина, который ежедневно упражняется в практике «городского серфинга» – необязательного, расслабленного, бессмысленного скольжения взгляда. Черникова, давно и последовательно разрабатывающая тему города, выставляется в Европе гораздо чаще, чем в России. «Urban Surfing» – ее первый проект в Москве за долгие годы. Хотя он и является частью большой работы по исследованию мегаполисов, он презентует основные устремления и интересы художницы.

Пространственная видеоинсталляция и видеоарт, размещенные в двух залах музея, воспроизводят искаженные урбанистические пейзажи. Они показаны на двух уровнях: на уровне архитектуры и на уровне стен. И на обоих город оказывается одновременно обесцвеченным и ярким, застывшим и неостановимо движущимся, обыденным и фантастическим. Узнаваемые очертания московских высоток, красный кирпич Кремля, линии улиц мгновенно отчуждаются, личная память становится невозможной. Город воспоминаний, город встреч превращается в город видений, в котором пространство заполнено не зданиями, а непрерывными проносящимися потоками стен. В общем-то, никаких городов больше и нет. Париж и Москва, Лондон и Нью-Йорк – все они образуют единое тело города, в который можно войти, но из которого невозможно выйти. Кажется, это максимально достоверный образ города. Он зафиксирован взглядом современного человека, которым он смотрит на мир. Это взгляд из проезжающей мимо машины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1417
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1424
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1166
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
739

Другие новости