0
1379
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2007 00:00:00

Уроки мудрости

Тэги: серенада, баланчин, большой театр, шорер


серенада, баланчин, большой театр, шорер Сьюзен Шорер (справа) известна своим терпением.
Фото Михаила Логвинова (Большой театра)

– Сьюзен, почему Фонд Баланчина, управляющий наследием хореографа, в Москву на «Серенаду» направил именно вас?

– Художественный руководитель балета Алексей Ратманский попросил прислать в Большой театр учителя, того, кто передаст стиль Баланчина. Я и есть такой учитель. Уже 35 лет я занимаюсь «Серенадой». В Большом я не только готовлю премьеру, но и даю ежедневный балетный класс по баланчинской методике. Это большая честь, что меня пригласили в Большой. И такое удовольствие делиться тем, чему я научилась у Баланчина. После меня к вам приедет другая балерина – Франсия Рассел. Она тоже преподает и ставит балеты Баланчина. Я разучу с труппой Большого театра основы, а Франсия наведет окончательный блеск перед премьерой.

– Как вы попали в труппу Баланчина?

– Я начала танцевать в Сан-Франциско. Когда мне было 19, я приехала в Нью-Йорк и увидела выступления труппы Баланчина – «Нью-Йорк Сити балле». Я сразу влюбилась и в хореографию, и в то, как они танцуют. Балетные па совпадали с музыкой, как хорошо сшитая перчатка – с рукой. И кордебалет много танцевал, не нужно было долго стоять и ждать, как в классике, пока станцует прима-балерина и начнется общий танец. Я стала брать уроки в школе Баланчина, и все, что он говорил, просто очаровывало. «Мистер Би» увидел меня в балетном классе. Я очень хотела работать в его компании, и когда я попросила Баланчина посмотреть мой танец, он улыбнулся и сказал: «Ваш контракт уже готов».

Вскоре Баланчин увидел, что я быстро схватываю его методику, могу не только танцевать, но и преподавать. Уже в 22 года я начала это делать. Параллельно развивалась моя сценическая карьера – из кордебалета я перешла в солисты, потом стала ведущей солисткой. Я много танцевала: «Серенаду», «Кончерто барокко», «Аполлона», «Звезды и полосы», «Драгоценности»┘ В 33 года перестала танцевать и полностью сосредоточилась на педагогике.

– Вы репетируете с нашей труппой почти две недели. И как успехи?

– Для усвоения стиля Баланчина нужно много времени. В Америке класс идет полтора часа, а у вас – час. Проблема и в том, что вечером многие заняты в спектаклях. Главное, что артистов Большого в школе учили тому-то и тому-то, а тут прихожу я и говорю: «В нашем балете надо делать не так». Но мы стараемся.

– «Серенада» считается одним из «бессюжетных» балетов Баланчина. Но у нас и публика, и исполнители привыкли искать в спектакле буквальное содержание┘

– При желании можно обнаружить некую любовную историю, особенно в конце. В балете есть герои – мужчина, женщина и персонаж, которого называют «темным ангелом». Он приводит мужчину к женщине, но потом уводит его, и любовь исчезает. В конце балета женщина как бы всходит на небеса. «Серенада», как и многие другие балеты Баланчина, – танец любви и потери. Хотя Баланчин нам этого никогда не говорил. Он требовал просто танцевать.

В начале постановки «Серенады» у него было 17 девушек. Под них Баланчин поставил фрагмент. На следующую репетицию пришли только 7 человек. Баланчин сказал «Ну что же...» и поставил следующий танец для семи. У одной девушки было свидание, и она ушла прямо посреди репетиции. Баланчин спокойно вставил это в хореографию. В другой день балерина на репетиции упала, а одна девушка опоздала, вбежала в класс и заметалась, не зная, куда ей встать. Баланчин и это использовал в «Серенаде»!

Он учитывал в балете и свои впечатления от музеев, например скульптуры Кановы из Лувра. Одно движение, когда танцовщицы прикладывают руку к голове, как будто она болит, он называл «аспирин». И известна история о том, как возникло знаменитое па кордебалета (они все поднимают руки вверх с открытой ладонью). Был 1933 год, Баланчин недавно приехал из Европы. И на первой репетиции он сказал: «Есть ужасный маленький мужчина в Германии. Он носит усики и делает рукой вот так». Речь шла о Гитлере и о фашистском приветствии. Так Баланчин брал плохое и преобразовывал его в хорошее.

– С момента кончины Баланчина прошло более 20 лет. Вы часто вспоминаете его?

– Он был очень мудрый человек. Он любил в жизни настоящее время, все делал на сто процентов и с увлечением. Баланчин говорил: «Вы думаете, что счастье наступит тогда, когда вы получите желаемое. Но когда вы это получите, то поймете, что не этого вы хотели. Цените то, что у вас сегодня. Это и есть ваша жизнь».

Баланчин научил меня быть терпеливой. В молодости у меня был полиомиелит, возникли проблемы с рукой. Для артистки балета это ужасно. Баланчин ставил мне позиции рук, объяснял, как можно сделать так, чтобы здоровые мышцы компенсировали невозможность движения больных нервов. Он говорил: «Мы поступим с твоей рукой, как фермер с морковкой. Когда морковка сидит в земле, никто не знает, что она там. Но когда ее вытаскивают, все видят, что морковка есть».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1742
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1088
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
792
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1071

Другие новости