Сьюзен Шорер (справа) известна своим терпением.
Фото Михаила Логвинова (Большой театра)
– Сьюзен, почему Фонд Баланчина, управляющий наследием хореографа, в Москву на «Серенаду» направил именно вас?
– Художественный руководитель балета Алексей Ратманский попросил прислать в Большой театр учителя, того, кто передаст стиль Баланчина. Я и есть такой учитель. Уже 35 лет я занимаюсь «Серенадой». В Большом я не только готовлю премьеру, но и даю ежедневный балетный класс по баланчинской методике. Это большая честь, что меня пригласили в Большой. И такое удовольствие делиться тем, чему я научилась у Баланчина. После меня к вам приедет другая балерина – Франсия Рассел. Она тоже преподает и ставит балеты Баланчина. Я разучу с труппой Большого театра основы, а Франсия наведет окончательный блеск перед премьерой.
– Как вы попали в труппу Баланчина?
– Я начала танцевать в Сан-Франциско. Когда мне было 19, я приехала в Нью-Йорк и увидела выступления труппы Баланчина – «Нью-Йорк Сити балле». Я сразу влюбилась и в хореографию, и в то, как они танцуют. Балетные па совпадали с музыкой, как хорошо сшитая перчатка – с рукой. И кордебалет много танцевал, не нужно было долго стоять и ждать, как в классике, пока станцует прима-балерина и начнется общий танец. Я стала брать уроки в школе Баланчина, и все, что он говорил, просто очаровывало. «Мистер Би» увидел меня в балетном классе. Я очень хотела работать в его компании, и когда я попросила Баланчина посмотреть мой танец, он улыбнулся и сказал: «Ваш контракт уже готов».
Вскоре Баланчин увидел, что я быстро схватываю его методику, могу не только танцевать, но и преподавать. Уже в 22 года я начала это делать. Параллельно развивалась моя сценическая карьера – из кордебалета я перешла в солисты, потом стала ведущей солисткой. Я много танцевала: «Серенаду», «Кончерто барокко», «Аполлона», «Звезды и полосы», «Драгоценности»┘ В 33 года перестала танцевать и полностью сосредоточилась на педагогике.
– Вы репетируете с нашей труппой почти две недели. И как успехи?
– Для усвоения стиля Баланчина нужно много времени. В Америке класс идет полтора часа, а у вас – час. Проблема и в том, что вечером многие заняты в спектаклях. Главное, что артистов Большого в школе учили тому-то и тому-то, а тут прихожу я и говорю: «В нашем балете надо делать не так». Но мы стараемся.
– «Серенада» считается одним из «бессюжетных» балетов Баланчина. Но у нас и публика, и исполнители привыкли искать в спектакле буквальное содержание┘
– При желании можно обнаружить некую любовную историю, особенно в конце. В балете есть герои – мужчина, женщина и персонаж, которого называют «темным ангелом». Он приводит мужчину к женщине, но потом уводит его, и любовь исчезает. В конце балета женщина как бы всходит на небеса. «Серенада», как и многие другие балеты Баланчина, – танец любви и потери. Хотя Баланчин нам этого никогда не говорил. Он требовал просто танцевать.
В начале постановки «Серенады» у него было 17 девушек. Под них Баланчин поставил фрагмент. На следующую репетицию пришли только 7 человек. Баланчин сказал «Ну что же...» и поставил следующий танец для семи. У одной девушки было свидание, и она ушла прямо посреди репетиции. Баланчин спокойно вставил это в хореографию. В другой день балерина на репетиции упала, а одна девушка опоздала, вбежала в класс и заметалась, не зная, куда ей встать. Баланчин и это использовал в «Серенаде»!
Он учитывал в балете и свои впечатления от музеев, например скульптуры Кановы из Лувра. Одно движение, когда танцовщицы прикладывают руку к голове, как будто она болит, он называл «аспирин». И известна история о том, как возникло знаменитое па кордебалета (они все поднимают руки вверх с открытой ладонью). Был 1933 год, Баланчин недавно приехал из Европы. И на первой репетиции он сказал: «Есть ужасный маленький мужчина в Германии. Он носит усики и делает рукой вот так». Речь шла о Гитлере и о фашистском приветствии. Так Баланчин брал плохое и преобразовывал его в хорошее.
– С момента кончины Баланчина прошло более 20 лет. Вы часто вспоминаете его?
– Он был очень мудрый человек. Он любил в жизни настоящее время, все делал на сто процентов и с увлечением. Баланчин говорил: «Вы думаете, что счастье наступит тогда, когда вы получите желаемое. Но когда вы это получите, то поймете, что не этого вы хотели. Цените то, что у вас сегодня. Это и есть ваша жизнь».
Баланчин научил меня быть терпеливой. В молодости у меня был полиомиелит, возникли проблемы с рукой. Для артистки балета это ужасно. Баланчин ставил мне позиции рук, объяснял, как можно сделать так, чтобы здоровые мышцы компенсировали невозможность движения больных нервов. Он говорил: «Мы поступим с твоей рукой, как фермер с морковкой. Когда морковка сидит в земле, никто не знает, что она там. Но когда ее вытаскивают, все видят, что морковка есть».