В оперном искусстве, пожалуй, не так много людей, которых мы при жизни можем назвать великими. Борис Покровский, несомненно, один из избранных. Даже не потому, что ему сегодня девяносто пять, а он находит в себе силы ставить спектакли, а потому, что его искусством движет в первую очередь сила гуманизма.
Покровский подчеркивает, что он рожден, чтобы служить опере, и когда он видит полный зал, он счастлив. Но счастлив не за театр, который смог привлечь зрителя, а за человечество, которое познает духовную радость от общения с оперой. В одном из недавних интервью Борис Александрович сказал, что сейчас, в конце жизни, его тянет к трагическому. Но к юбилейной постановке он выбирает, напротив, одну из самых жизнерадостных и не отягощенных двойным смыслом опер, а именно «Тайный брак» Доменико Чимарозы (гуманизм! Опера-буффа – прекрасная школа для молодежи, а именно молодые выпускники составляют основу труппы Камерного театра, который рассматривается его мудрым создателем не только как собственно театр, но и как школа оперной сцены). Как показал «Тайный брак», школу здесь проходят серьезную. Покровский наперекор главному недостатку русской вокальной традиции заставил певцов артикулировать текст: здесь слышно каждое слово (что важно, так как опера идет в переводе). Блестяще исполнил свою партию Герман Юкавский (Купец), на высоте был Вадим Панфилов (Граф). Из двух сестер большее впечатление произвела меньшая (Олеся Старухина) – обладающая куда более богатым и ровным сопрано, чем старшая (Ирина Алексеенко). Неожиданно хорош оказался оркестр (дирижер Лев Оссовский), с легкостью справившийся с партитурой.
Постановка Покровского – как изящная, но изысканная миниатюра. Режиссер здесь при видимой простоте задачи должен обойти все нелепости сюжета. Дочь богатого купца Каролина тайно обручилась со слугой, в которого опять же тайно влюблена тетушка Фидальма. Граф Робинзон желает жениться на одной из девиц, но влюбляется в Каролину, а не Лизетту, что ему предназначена, и так далее. Все, как и полагается, открывается в финале и как-то само собой разрешается: и граф уже ведет под венец Лизетту, и тетке ничего не остается, как смириться с «изменой» возлюбленного, и отцу благословить уже состоявшийся брак младшей дочери.
Каждый персонаж у Покровского обладает ярким индивидуальным характером. Джеронимо – отец семейства, которому бы полагалось быть фигурой грозной и устрашающей, на самом деле наивный чудак, расписывающий на досуге холсты, алчный до денег, но порой поддающийся управлению со стороны дочерей и сестры. Последние тоже те еще штучки: одна влюбленная и искренняя простушка, другая – непомерная гордячка, третья – мадам, теряющая последний шанс быть любимой и счастливой. Впрочем, Покровский ей этот шанс возвращает: в финале оперы режиссер примиряет всех при помощи самого простого букета невесты, который из рук Каролины попадает Лизетте, затем Фидальме, а затем (все-таки комедия) служанке.
В финале оперы раздается голос самого Покровского: мастер, объединив тайно обручившихся (позже к ним присоединяется и вторая жаждущая свадьбы пара) кольцом, которое, словно венец, спускается с потолка, оградил влюбленных и тем самым будто благословил таинство брака.