V – это «виктория», то есть победа, жестикулирует на репетиции Кит Робертс.
Фото Михаила Логвинова (Большой театр)
В Большом театре готовится вечер американской хореографии. В программу войдет балет «Un the Upper Room», поставленный Твайлой Тарп. Известный американский хореограф в Москву не приедет: она делает новую работу в балете Майами. Вместо себя Тарп прислала ассистента Кита Робертса, который не единожды переносил ее балеты во многие театры мира. Обозреватель «НГ» расспросил постановщика о новой работе ГАБТа.
– Кит, вы сделали успешную карьеру в американском балете. Почему перестали танцевать и начали работать ассистентом хореографа?
– Я долго работал в Американском театре балета (АВТ), с 1987 года и по 2000-й. Оставил эту труппу, когда прошел все ступени карьеры, протанцевал множество балетов разных хореографов и стал премьером. Впервые я встретился с Твайлой в работе в 1988 году. В 90-е годы я начал ставить балетные шоу на Бродвее. Сначала перенес туда «Лебединое озеро» Мэтью Борна, потом «Фарси». В течение года, пока шел «Фарси», я днем работал с Твайлой в ее компании, а вечером выступал в шоу. Потом решил сосредоточиться только на работе с Тарп. В 2002-м мы вместе создали бродвейское шоу на песни Билли Джоэла, которое для меня было уже третьим. Это история про троих парней, которые выросли вместе и пошли на вьетнамскую войну. Немного похоже на знаменитый фильм «Охотник на оленей». Шоу имело большой успех. Так все и пошло. «Комнату наверху» я уже переносил в Королевский балет Бирмингема, восстанавливал балет в АВТ и вот теперь делаю у вас.
– Кастинг в Большом театре тоже вы проводили?
– Да, летом прошлого года. Я выбрал несколько человек, пригласил их в класс и попросил выучить крошечный кусок балета. Надо было учесть занятость артистов в других постановках. Одновременно готовится новый балет Кристофера Уилдона и «Серенада» Баланчина, так что пришлось делить «звезд» на троих.
Если честно, я никогда раньше не видел труппу Большого и летом смотрел, что называется, «с чистого листа». Я выбирал людей, готовых попробовать что-то новое. Кроме того, они должны быть сильные, выносливые, хорошо чувствовать землю под ногами. В этом балете нужно бегать, даже задом наперед, прыгать, боксировать, делать элементы брейка. Хореография Твайлы физиологична. Балет для исполнения очень трудный. Артисты в финале буквально падают от изнеможения. Но мой опыт исполнения говорит о том, что балеты Тарп – это и невероятная свобода, отсутствие каких-либо правил, за исключением правил техники танца и анатомии.
– У нас считается, что маститые артисты балета не хотят учить новое, только молодежь горит на работе. Вы с этим сталкивались?
– На самом деле такое происходит в каждой балетной компании. И в Америке тоже. Это всегда зависит не от возраста, а от личности. В Большом театре во время кастинга я видел танцовщиков, которые откровенно злились на меня: приехал какой-то парень и стал ломать традиции. Но другие, наоборот, проявили интерес, хотя в первую неделю моего пребывания в Москве смотрели на меня как на сумасшедшего. Я это понимаю, сам вырос как классический танцовщик, когда впервые поставил ноги не навыворот, как в классике, а параллельно, как в современном танце, это было словно прилет пришельцев с другой планеты. Когда артисты меня останавливали и спрашивали, а зачем это движение, я, как и в других труппах, рассказывал чуть-чуть. Потом еще чуть-чуть, и так до того момента, когда они начнут все понимать. Мне интересно видеть, как артисты сами развиваются по ходу репетиций.
– Расскажите о балете Тарп. Здесь его практически никто не видел.
– Музыка написана Филипом Глассом. Буквального содержания нет, есть чистый танец, видение Твайлы по мотивам всех видов движений, с которыми она сталкивалась. Балет идет 40 минут. Шестеро артистов исполняют современный танец, они называются «стомперы» (от слова «stomp» – пристукивание ногами, чечетка. – М.К.) и танцуют в легких кроссовках-теннисках. Еще шесть человек – классические танцовщики, на пуантах и в мужских балетных туфлях. Плюс еще одна девушка, которая объединяет два лагеря: начинает со «стомперами», но потом переходит в стан «классиков». Черные бархатные декорации и цветные костюмы, сначала объемные и мешковатые. Постепенно в цветах костюмов начинает доминировать красный цвет, а одежда меняется и перестает сковывать движение.
– На сайте Твайлы Тарп герои спектакля сравниваются с китайскими керамическими сторожевыми собачками и с метателями бомб...
– Китайские собаки, возможно, были сильные и умелые и хорошо делали свое дело. И есть две солистки в этом балете, они танцуют все время вместе, держатся рядом друг с другом, мы называли их «истребителями», потому что этот танец похож на смертельный полет.
– Название балета, как я понимаю, идет из Нового Завета? В Деяниях апостолов есть фраза о «комнате наверху» (горнице).
– Твайла в молодости училась истории искусств. На спектакль ее вдохновила картина под названием «Un the Upper Room», на которой изображалось собрание апостолов с Христом. В балете тоже действует 13 человек, хотя в нем, конечно, нет Бога и святых – в буквальном смысле.