Первый и на сей день единственный концерт Бреда Мелдау в России, прошедший в академической обстановке Зала имени Чайковского, – событие, которое трудно недооценить. Первый джазовый пианист Америки и далеко не самый последний в мире, еще не достигнув сорока лет, собрал практически все возможные титулы и премии, среди которых «Лучший музыкант во всех областях», «Лучший акустический пианист года», его записи, по мнению взыскательных американских журналов, не раз становились лучшими альбомами года.
Выпускник престижного колледжа Беркли не знает стилевых ограничений: он легко переключается со строгих баховских тем, например, на «Paranoid Android» (Radiohead), его импровизации могут достигать девятнадцати минут, но для слушателя при этом они проносятся как один миг. Универсальному музыканту ничего не стоит после сотрудничества с такими монстрами джаза, как Чарли Хейден или Ли Конитц, записать альбом с Рене Флеминг, одной из лучших оперных певиц мира, вывести этот альбом в верхние строчки чартов и дать совместный концерт в Карнеги-холле, где, впрочем, пианист не раз выступал и сольно.
Академическое образование, в общем, и определило стиль Мелдау: ему характерно не только отличное владение роялем, которому могли бы позавидовать некоторые звезды (часто псевдо-) сегодняшней классической сцены, мягкий звук, отличная техника, но и безупречное чувство стиля и, что немаловажно, меры. В сочетании с превосходным слухом и безусловным даром импровизации эти качества позволяют Мелдау создавать изысканные композиции.
Знатоки творчества Мелдау были огорчены тем, что он выступит в России сольно, а не с Brad Mehldau Trio – проектом, в который влюблены практически все поклонники джаза. Тем не менее, когда слушаешь Мелдау, создается впечатление, что он абсолютно самодостаточен и способен на рояле воплотить звучание не только трио, но целого оркестра. Он сам и контрабасист, и ударник, и пианист. Наделенный самым настоящим симфоническим мышлением, он искусно ведет одновременно несколько пластов – и бас, и ритм-секцию, и собственно мелодический материал, не ограничивающийся собственно линией, но целой полифонией.
Программа концерта Мелдау была, в общем, типична: немного чужой музыки (композиции Пэта Мэтини, Radiohead и Антонио Карлоса Жобима), немного своей.
Работоспособности Мелдау можно позавидовать – два часа напряженной работы, при том что вся вторая половина шла вообще без пауз. Жаль только, что джаз, даже в таком изысканном варианте, все равно остается искусством для избранных: как всегда, слушатели аплодируют на галерке, а сбегают из партера.