Декабрьский Госсовет, посвященный проблемам народной культуры, прошедшая на следующий же день встреча президента с академическим ансамблем народного танца «Березка», – все как-то сразу переменило отношение к кустарной, не только самодеятельной, но самодельной культуре. И вот представился случай поговорить.
Святки – время вертепных представлений. В этом году Гильдия вертепщиков впервые провела фестиваль вертепов семейных и школьных. Он проходил в центре детского творчества «На Вадковском», на постоянной площадке театра Александра Грефа «Бродячий вертеп».
Фестиваль школьных и семейных вертепов возник из старейшего московского вертепного фестиваля «Рождественские семейные вечера». Впервые он прошел в 1992 году по инициативе знатных вертепщиков: Виктора Новацкого, Ирины Уваровой... Свои первые вертепы основатели «Семейных рождественских вечеров» смастерили в 80-е, возрождая традицию, прервавшуюся в атеистические и не самые дружелюбные для народной культуры советские годы.
Московские «Рождественские семейные вечера» – фестиваль старейший, но не единственный. В возрождении рождественской кукольной мистерии участвовали и фестивали во Владимире, Коломне и Санкт-Петербурге. А самый известный вертепный фестиваль проходит на Украине, в Луцке. Причем возрождение вертепной традиции стало делом не столько профессиональных кукольников, сколько художников и этнографов. Расписать вертепный ящик, создать фигуры святого семейства, собрать канонические тексты вертепных драм и песни, которыми они сопровождались, – задачи как раз для художника и этнографа. Кроме того, вертеп в 80–90-е стал делом семейным, частным, каким он навряд ли был изначально. В вертеп играли с собственными детьми и внуками и показывали в дружественных семьях. Многие семьи за эти годы профессионализировались. Редкие вертепы известны по названиям («Ученый медведь», «Пилигрим» или «Бродячий вертеп»), в основном вертепы узнают по фамилиям: вертеп Натальи Артемовой, вертепы семьи Чернецовых, Власовых, Сапожниковых, Марфы и Марии Гурковых.
Профессионализация зашла так далеко, что в 2003-м была организована Гильдия вертепщиков. Мастера гильдии блюдут правила: ящик должен быть двухэтажным, что символизирует строение мира: рай, землю и ад, куклы должны управляться снизу и произносить текст на публику, представление должно проходить при живом свете свечей и сопровождаться естественным звуком. Одним словом, никаких спецэффектов. Кроме смерти с косой, что пришла за царем Иродом «злобным, безумным», черта из преисподней, ангелов в пещере и Вифлеемской звезды. Что вовсе даже и не спецэффекты, а правда канона и нормальное рождественское событие. Хотя как сказать: кукла, выходящая на крохотную сцену с живым огнем в руках и зажигающая свечи, – это ли не спецэффект?!
Так как афиша «Рождественских семейных вечеров» последних лет уже мало пополнялась именами новыми, в этом году Гильдия приняла решение собрать не профессиональные вертепы, а вертепы самые любительские, школьные и семейные. Ведь то, что семей, которые на Рождество показывают со своими детьми вертеп, и школьных студий, в которых детей этому учат, становится все больше – лучшее доказательство жизнеспособности традиции. И хотя подлинно массовым и народным в праздновании Нового года и Рождества сегодня остается коммерческий ритуал заказа на дом Деда Мороза и Снегурочки, которые обеспечивают торжественный вынос родительским подаркам, все же и практика вертепного представления начинает постепенно приживаться. Те, кто показывал вертеп сначала только друзьям и бесплатно, начинают показывать его на корпоративных вечеринках, в кафе, школах, детских домах или на заказ, в семьях.
Площадка, на которой проходил фестиваль семейных и школьных вертепов, – это маленький зальчик в центре детского творчества «На Вадковском». И проходило там все в тесноте, такой необходимой подобным зрелищам, в детском волнении и детской же радости.