Юбилейный сезон филармония открыла концертом с Ростроповичем за дирижерским пультом.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Московской филармонии в этом году «стукнет» восемьдесят пять. Но, похоже, эта вполне круглая цифра для руководства не повод для пышных празднеств. Хотя праздновать есть что, особенно если учесть, что эта круглая дата – первая для команды, которая сегодня стоит у руля ведущей музыкальной организации страны. Помнится, восьмидесятилетие отмечалось специальным фестивалем, который только еще больше подчеркнул степень убогости и глубину трясины, в которой застрял когда-то мощнейший концертный орган. Алексей Шалашов и Александр Чайковский сделали почти невозможное: если еще несколько лет назад филармония воспринималась как громадный аппендикс, то сейчас она не только заставляет обращать на себя внимание, но даже в некоторой степени определяет музыкальную политику если не всей России, то столицы. Так что первая круглая дата была бы для новой команды поводом развернуться по полной. Но, вопреки ожиданиям, сам юбилей будет отпразднован одним концертом, который в общем особой оригинальностью не отличается. Идея его – «Диалог поколений» – стара как мир, а печальный опыт Госоркестра подтвердил и ее нелепость. Не только потому, что на сцене суетятся несколько музыкантов (ГАСО довел эту идею вообще до абсурда – солисты играли одновременно), но и потому. что диалог обязательно превращается в соревнование (кто-то кого-то «сделает»). Да и вообще, если быть внимательным, то на пресловутом восьмидесятилетнем юбилее три пианиста уже играли Второй концерт Рахманинова. В этом году планирует двойной фортепианный концерт Моцарта (Владимир Крайнев и его ученик Илья Рашковский), а также четверной концерт Баха (действующий ректор и бывшие студенты Московской филармонии: Тигран Алиханов, Александр Мельников, Екатерина Мечетина и Александр Гиндин). В остальном тоже ничего оригинального: Квартет им. Бородина играет Бородина, знаменитые солисты поют неизвестные арии Моцарта и вполне известные Римского-Корсакова, на закуску – финал Четвертой симфонии Чайковского. Хотя, например, идея вывести на сцену старейшего-мудрейшего в лице Гарри Гродберга и Большой детский хор выглядит вполне симпатично.
Но вслед за традиционным концертом продолжится неофициальное празднование круглой даты: вопреки традициям филармония будет не принимать, но дарить подарки. И, надо признаться, еще какие! Два концерта Венского филармонического оркестра с одним из самых актуальных дирижеров современности Даниэлем Баренбоймом (последний раз оркестр с Гербертом Караяном был в Москве более сорока лет назад) и концертная версия оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» с нашей неуловимой соотечественницей Ольгой Бородиной позиционируются руководством филармонии как подарки слушателям. Так что руководство МГАФ осталось верным себе и еще раз актуализировало свой принцип задавать тон.