0
815
Газета Культура Интернет-версия

15.01.2007 00:00:00

Лучшее – не враг хорошего

Тэги: большой театр, иксанов


Директор Большого театра Анатолий Иксанов давно говорит о необходимости совершенствования государственного управления ГАБТа. В последнее время Иксанов сделал ряд заявлений, связанных с изменением статуса Большого. Обозреватель «НГ» выяснил у директора, почему невозможно единое трудовое законодательство для рабочего у станка и танцовщика у балетного станка и чего именно недостает театру для красивой жизни.

–Анатолий Геннадиевич, какие варианты развития вы предлагаете?

– Если взять опыт европейских стран, Франции или Германии, например, то госфинансирование театров там существует на трех уровнях: федеральном, региональном (областном) и муниципальном. В России действует только один канал: или государственный, или муниципальный. По законодательству театры Москвы не могут финансироваться федеральным правительством, а московские власти не в силах дать денег государственному театру, даже если хотят. Я несколько лет пытаюсь пробить европейскую схему. И знаете, во что все уперлось? В одну-единственную строчку Гражданского кодекса: учредителем театра может быть тот-то и тот-то. А раз написано в единственном числе – «учредителем», а не «учредителями», то и финансирование в обязательном порядке проходит локально. И нет страховки на непредвиденный случай. Вот в Европе проблемы с газом, потому что они получали топливо через одну трубу. В итоге все наши предложения трансформировались в список коллективов, названных «национальным достоянием», и в президентский грант, который нам очень помогает. Но и тут накопились проблемы, связанные с инфляцией. Ежегодная сумма гранта, 240 млн. рублей, за пять лет ни разу не индексировалась.

– Но Большой театр, хоть и подчиняется Федеральному агентству по культуре, финансируется через Минфин отдельной строкой в бюджете. А если принять закон о Большом, то, к примеру, Мариинка или Третьяковская галерея могут потребовать это для себя.

– Согласен. Но я не имел в виду один лишь Большой театр. Надо создать список и принять закон о главных театрах страны. Для этого есть определенные объективные критерии. Прежде всего – возрастной ценз. Если театр существует более 200 лет, это о чем-то говорит. Я понимаю, конечно, что молодой театральный коллектив может иметь гораздо большее художественное значение, чем его старший собрат. Но это сегодня. А что будет завтра? Последние изменения в организационно-правовой деятельности российских театров всех стригут под одну гребенку, не учитывается специфика театров – ни статус, ни жанр. Но молодежная студия и Большой театр не могут существовать по одним правилам. Что же касается специальной дирекции, плодить чиновников не надо. Достаточно небольшого департамента в ФАККе.

– Что, по-вашему, надо прописать в законе?

– Например, оградить нас от возможности сокращения бюджетного финансирования при увеличении спонсорской поддержки или продажи билетов. Этот дамоклов меч над нами каждый год висит. Получается, что, если мы хорошо работаем, то у нас стоит отнять деньги. Дальше. Возможность формировать труппу так, как мы считаем нужным. Это прежде всего контрактная система. Я изучил старинный, времен Николая Первого, контракт артистки императорских театров. Там подробнейшим образом перечислено, что положено от театра госпоже Асенковой, вплоть до количества вязанок дров за казенный счет. Обязанности тоже выверены: она не имела права поменять даже головной убор на спектакле, если был утвержден эскиз художника, не могла отказаться от репетиции или уехать за город, не поставив в известность администрацию. Сегодня у нас нет реальных контрактов, потому что Дума не утверждает правовую основу для этого – список творческих профессий (приложение к Трудовому кодексу). И мы не должны работать по нынешней тарифной сетке, когда народный артист получает 2800 рублей. В законе должен быть прописан принцип оплаты труда определенного качества и определенной сложности. И часто забывают о том, что театр состоит не только из артистов. У нас грант получают лишь творческие работники. В результате возникли колоссальные проблемы с постановочной частью. Текучесть кадров чудовищная – 26% в год, потому что режим работы – круглосуточный, работа – сложная, а оплата ниже, чем у рабочих на заводе.

Сегодня каждый новый закон о культуре только ухудшает положение театров. Надо, наконец, оградить российское национальное достояние. Ведь в мире не бизнес и не нефть с газом по-настоящему внушают уважение к нашей стране, а российская культура.

– Вы неоднократно говорили о том, что государство относится к театрам как к бизнес-структурам.

– Мы по-прежнему платим налог на прибыль, хотя Большой театр – планово-убыточная организация. Земля и имущество театра – федеральная собственность. Мы платим налог на землю и на имущество, а после этого Минфин нам возвращает налог: ведь правительство и дает бюджетные средства на покрытие налогов. То есть из одного кармана вынимают, в другой – кладут. Зачем это надо? Плодить бумажки и кормить чиновников? Говорят, что мы должны ездить по России. Так стимулируйте это! Сегодня, выезжая на гастроли, мы обязаны провести конкурс на аренду театрального помещения. В соответствии с действующим ныне законом 94-ФЗ мы должны выбрать ту сценическую площадку, которая предложит меньшую цену. Уверяю вас, что конкурс выиграет Дом культуры, а не оперный театр. «Все должны платить налоги!» Я согласен. Только посмотрите, какие и когда. У нас в стране театры были освобождены от налогов в самое трудное время, в 1943 году. Во Франции важнейшие государственные театры имеют налоговые льготы как некоммерческие организации.

– Не боитесь, что при законе о достоянии ГАБТ не сможет проводить независимую репертуарную политику? Например, отстоять свое право на ту или иную постановку, как было в случае с оперой «Дети Розенталя»?

– Все очень просто. В Уставе театра (этот документ утверждался правительством России) написано: «Большой театр самостоятельно определяет свою творческую политику». По законам России вмешательство возможно лишь в случае, если разжигают национальную рознь или призывают к войне. И президент в послании Федеральному собранию недвусмысленно сказал, что ни один государственный орган не вправе влиять на творческий процесс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1708
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1065
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
771
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1051

Другие новости